Главная » Предметы » Психология |
25.04.2009, 20:23 | |||||
1. Психология отношения в трудовых коллективах Эмоционально-оценочные отношения выявляются в непосредственном
взаимодействии людей, отражая систему их предпочтений. Знание этих отношений
позволяет ответить на многие вопросы, связанные с поведением человека в коллективе.
На первый план здесь выступают эмоциональные предпочтения – симпатии,
антипатии, дружеские предпочтения и т.д. Психологически развитой как коллектив считается такая малая
группа, в которой сложилась дифференцированная система различных деловых и личных
взаимоотношений, строящихся на высокой нравственной основе. Такие отношения
можно назвать коллективистскими. Психология коллектива предприятия общественного питания представляет собой сложную совокупность устойчивых психических качеств, типичных для его членов, коллективных форм сознания и неосознанной совместной психической деятельности, общих чувств, состояний и волевых процессов. В психологии коллектива отражаются конкретные условия труда и быта, особенности обстановки, типичные классовые и национальные черты сознания, отношения, традиции и эмоциональные переживания людей; это – общие суждения, оценки, взгляды, мнения, отношения, интересы, настроения и другие социально-психологические явления. Психология коллектива в единстве всех названных элементов составляет часть более широкого феномена – общественной психологии. Ее формирование и развитие подчинено определенным закономерностям, научное объяснение которых основывается на соотношении роли общественного сознания и общественного бытия. Психология коллектива включает все социально-психологические явления. В той или иной степени они влияют на коллективную и индивидуальную деятельность, на поведение и поступки людей. Однако сила этого влияния у разных явлений различна. Одни из них оказывают длительное и глубокое воздействие в главных вопросах труда и быта, другие имеют временный характер. Основу психологии коллектива составляет общественное мнение. Общественное мнение – это оценочное суждение коллектива о каком-либо факте, явлении, событии. В нем объединяются индивидуальные оценочные суждения. Его формирование имеет определенные стадии и этапы. Важная роль в психологии корабельного коллектива принадлежит эмоциональному фактору. Коллективное настроение может быть положительным, – активизирующим деятельность личности и коллектива, или отрицательным – тормозящим эту деятельность. В конечном счете, настроение коллектива – это качественный показатель коллективного переживания. Особое место в психологии коллектива занимают традиции. Они представляют собой глубоко укоренившиеся коллективные обычаи, привычки и способы действий, ставшие неписаным законом, нормой поведения, своеобразным стандартом отношений. В отличие от других массовых психологических явлений традиции развиваются и утверждаются в психологии коллектива в течение длительного времени. Поступая в соответствии с традиционными нормами поведения, человек действует как бы автоматически, по привычке. 2. Психологический микроклимат трудового коллектива Существует простая истина: успешная совместная работа возможна лишь тогда, когда ее участники могут прийти к согласию, найти общий язык. Поэтому в коллективах хороший психологический климат крайне необходим. Лучшие профессиональные качества работника предприятия общественного питания формируются в коллективе. Здесь ему прививают чувство гордости за избранную специальность, воспитывают профессиональную честь. В коллективе всякое отступление от принципов профессиональной деятельности получает критическое замечание, поскольку от поведения работника, его отношения к посетителям зависят экономические показатели предприятия общественного питания, его популярность у населения. В понятие "психологический микроклимат в коллективе" входят характеристика взаимоотношений между людьми, а также способы поведения работников, преобладающие настроения в процессе совместного труда. Симпатии и антипатии, привязанность и недружелюбие, взаимная требовательность и попустительство – все эти проявления чувств и настроений формируют психологическую атмосферу в коллективе и моральное самочувствие каждого его члена. И от этого во многом зависят организованность, работоспособность коллектива, дисциплина труда. В коллективе люди контактируют не только между собой, но и с руководителями – бригадирами, заведующими производством, метрдотелем, директором и его заместителем. Социально-психологический климат коллектива зависит и от психологической совместимости работников – способности и предрасположенности их к совместной деятельности на основе оптимального сочетания психологических свойств. Психологическая совместимость бывает двух видов: - психофизиологическая (подразумевается сходство в направленности психофизиологических реакций и типах психической деятельности людей); - социально-психологическая (основывается на общности интересов, потребностей и ценностных ориентации работников). Психологи рекомендуют формировать трудовой коллектив бригады, подбирая людей разных темпераментов и характеров. При этом условии настроение в коллективе будет бодрым, легче переносится монотонность процессов труда. Как правило, более всего совместимы люди, имеющие одинаковую потребность в общении. В то же время люди с сильной нервной системой более успешно решают трудные проблемы, чем те, у кого слабая нервная система. В трудовом процессе они как бы дополняют друг друга, и те и другие работают более эффективно и с повышенным интересом. Замечено, что работники разного возраста в коллективе тоже дополняют друг друга, они легко общаются и усваивают полезный опыт. Конфликтные ситуации могут тем не менее
возникать и в коллективах с оптимальным микроклиматом. Происходят они оттого,
что нередко должностные лица не выполняют своих прямых обязанностей. Таким образом, характер психологического микроклимата в коллективе определяется системой интертипных отношений, складывающихся в нем. Типы в команде могут произвольно меняться, но интегральная соционическая структура остается постоянной. Если внутреннее отношенческое ядро группы не самовоспроизводится, то такую группу назвать "коллективом" нельзя. Это просто временный сбор людей, не имеющий разветвленной неформальной структуры, людей, не ощущающих свою сопричастность к группе. Основными слагаемыми психологического климата выступают взаимоотношения работников в коллективе, их настроение, удовлетворенность работой. Первое слагаемое определяет сплоченность трудового коллектива. Нет ничего опаснее индивидуализма и склоки в трудовом коллективе, ничего отвратительнее и ничего вреднее. Сплочение работников является одной из функций руководителя предприятия общественного питания. Оно способствует оптимизации всех сторон деятельности коллектива, существенному повышению его трудовых возможностей, сокращению текучести кадров. В основе объединения коллектива лежат самые разнообразные факторы: наличие общей цели, симпатии, организационное единство. Сплоченность трудового коллектива во многом зависит от стиля руководства предприятия общественного питания и от психологических особенностей коллектива работников. Из результатов обработки анкет, в которых ставился вопрос о стилях работы руководства, можно сделать вывод: для создания благоприятного и творческого микроклимата в коллективе необходимо, чтобы руководство вовремя замечало и поддерживало успехи в работе повара. Обращало внимание на то, как из года в год растет его мастерство. При хорошем психологическом микроклимате у работника питания всегда хорошее настроение, а это в свою очередь отражается на стиле его общения с коллегами и посетителями. Вот почему руководителю очень важно научиться управлять настроением трудового коллектива, поддерживать в нем состояние оптимизма и бодрости. Сложившийся коллектив отличается высокой идейно-психологической сплоченностью, часто называемой духом коллективизма, что свидетельствует об определенном состоянии сознания, эмоциональной жизни и волевых побуждений. В нем царит единое понимание задач, устремленность всех на их решение, подчинение интересов отдельной личности интересам коллектива, сила традиций, дружба, взаимопомощь, особая теплота отношений, доброжелательность, требовательность и забота. Микроклимат в коллективе зависит от очень многих факторов: от того, как подобраны сотрудники в цех (дополняют ли они друг друга или каждый ведет свою индивидуальную линию, не обращая внимания на сослуживцев), как строится процесс мотивации персонала, насколько личные цели сотрудников согласуются с целями организации, какое внимание уделяется карьерному росту сотрудников внутри предприятия и т. д. Литература 1. Калюжный А.С. Психология коллектива: Учебное пособие. – Н.Новгород, 2005. –433 с. 2. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. – М.: Наука, 2003. 224 с.
Категория: Психология | Добавил: dostup | Просмотров: 8947 | Загрузок: 404 | Рейтинг: 4.2/5 |
| |
Всего комментариев: 0 | |