Наш опрос

Где вы учитесь?
Всего ответов: 4696

Полезная реклама

Форма входа

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог готовых работ

Главная » Предметы » Психология

Психология как наука
25.04.2009, 19:05

Что же представляет собой психология как наука? Что входит в предмет ее научного знания? Ответ на этот вопрос не так прост, как кажется на первый взгляд. Чтобы ответить на него, необходимо обратиться к истории психологической науки, к вопросу о том, как на каждом этапе ее развития трансформировалось представление о предмете научного знания в психологии. Психология и очень старая и совсем молодая наука. Имея тысячелетнее прошлое, она тем не менее вся еще в будущем. Ее существование как самостоятельной научной дисциплины едва насчитывает столетие, но основная проблематика занимает философскую мысль с тех пор, как существует философия.

Известный психолог конца XIX - начала XX вв. Г. Эббингауз сумел сказать о психологии очень кратко и точно - у психологии огромная предыстория и очень короткая история. Под историей имеется в виду тот период в изучении психики, который ознаменовался отходом от философии, сближением с естественными науками и организацией собственного экспериментального метода. Это произошло в последней четверти XIX в., однако истоки психологии теряются в глубине веков.

Само название предмета в переводе с древнегреческого означает, что психология - наука о душе (психе - “душа”, логос - “наука”). Согласно очень распространенному представлению, первые психологические воззрения связаны с религиозными представлениями. В действительности же, как свидетельствует подлинная история науки, уже ранние представления древних греческих философов возникают в процессе практического познания человека в тесной связи с накоплением первых знаний и развиваются в борьбе зарождающейся научной мысли против религии с ее мифологическими представлениями о мире вообще, о душе - в частности. Изучение, объяснение души и является первым этапом в становлении предмета психологии. Итак, впервые психология определялась как наука о душе. Но ответить на вопрос, что такое душа, оказалось не, так-то просто. В разные исторические эпохи ученые вкладывали различное содержание в это слово. Становление и развитие научных взглядов на сущность психики всегда было связано с решением основного вопроса философии - соотношения материи и сознания, материальной и духовной субстанции.

Возникновение элементов психологического знания следует, по-видимому, отнести к тем далеким временам, когда человек впервые осознал, что он, человек, существенно отличается от всего другого в окружающем мире. В научном знании формирование психологической идеи всегда шло в процессе развития главенствующей концепции миропонимания. Идея души выступает в качестве одного из центральных моментов в философских системах Сократа, Платона, Аристотеля. Развитие философии во все последующие века сыграло важную роль в становлении психологического комплекса знаний.

Однако вместе с развитием психологического комплекса знаний в философии, в области естественно - научного звания, прежде всего в медицине, шло накопление сведений об организме человека, его анатомии, физиологии и биохимии. При этом все более выявлялось противоречие философского психологического знания о душе и естественно - научного знания о человеке. В то же время ни философская психология, ни науки об организме человека оказались не в состоянии ответить на вопрос, как снять это противоречие.

Процесс развития знаний о психике человека, системе его психики, характере, темпераменте продолжался на протяжении столетий, и сам этот процесс также важен, как и результат - наука психология.

В своем развитии психология прошла несколько этапов. Первые представления о психике были связаны с анимизмом (лат. анима – дух, душа) – древнейшими взглядами, согласно которым у всего, что существует на свете, есть душа. В этот период представления о душе основывались на многочисленных мифах и легендах, на сказках и первоначальных религиозных верованиях, связывающих душу с определенными живыми существами (тотемами).

Эпоха Средневековья, длившаяся почти десять веков, не имеет в истории достаточно четкой периодизации. Началом этой эпохи считают падение Римской империи, т. е. V век. В то же время все ученые отмечают, что элементы средневековой идеологии, так же как и средневековой науки, появились значительно раньше, уже в III в.

Одной из важнейших характеристик средневековой науки, в частности психологии, была ее тесная связь с религией. Точнее говоря, небогословской, внецерковной науки в то время в Европе не существовало. Ее важной особенностью в этот период было появление сакральности, от которой психология избавлялась при переходе от мифологии к научному знанию в VII-VI вв. до н.э зависимость от религии снова поставила вопрос о связи и взаимовлиянии знания и веры, который и стал важнейшим для ученых на протяжении всего этого периода.

Появление новых подходов к построению науки в XV-XVI вв., связанных со стремлением к рациональности и доказательности теоретических положений, ознаменовало наступление нового этапа в процессе становления психологии. Развитие этих подходов стало ведущим мотивом ученых, разрабатывавших психологические концепции в Новое время.

 

Психика - свойство высокоорганизованной материи мозга, заключающееся в субъективном отражении объективного мира и выполняющее роль регулятора поведения и деятельности.

 Филогенез (от греч. рhyle — род, племя и genesis — рождение, происхождение), обозначает постепенное изменение различных форм органического мира в процессе эволюции.

 В психологии под филогенезом или филогенетическим развитием психики понимается процесс изменения психики как продукта эволюции. А. Н. Леонтьев выделил основные стадии развития психики в процессе эволюции (сенсорная психика, перцептивная психика, интеллект, сознание).

Одним из важнейших вопросов развития психики в ходе эволюции живых существ является выделение критерия собственно психического отражения. Нужен объективный критерий (внешне наблюдаемый и регистрируемый признак), который позволит утверждать, что психика существует. Все живые существа нуждаются для осуществления обмена веществ в контактах с окружающей средой и реагировании на биологически значимые раздражители. Раздражимость представляет собой способность живого организма реагировать на воздействия биологически значимых влияний (например, растения обладают раздражимостью). Способы реагирования своеобразными движениями по отношению к биологическим факторам называют тропизмами и различают (вынужденные автоматические движения, обусловленные неодинаковостью физико-химических процессов в частях организма):

-                                              -         Фототропизмы (тенденция двигаться к свету).

-                                              -         Термотропизм (тепла).

-                                              -         Хемотропизм (тенденция избирать определенную физико-химическую среду).

-                                              -         Геотропизм (тенденция корней растения направляться к центру гравитации, то есть вертикально по отношению к поверхности земли)

 У животных форм возникает новый вид раздражимости - чувствительность. Именно чувстительность, по мнению А.Н.Леонтьева, явл критерием появл психики. По определению Леонтьева, чувствительность – это раздражимость особого рода, подразумевающая способность реагировать на биологически нейтральные воздействия (абиотические),  связанные с биологически-значимыми свойствами окружающей среды.

Психика дает возможность воспринимать внешнюю информацию как сигнал, запускающий ответное действие, направленное на биологически-значимый предмет, т.е. на то, что связано с удовлетворением потребности.

При появлении психики реактивность сменяется активностью живого существа. При реакции действие явл ответом на внешнее воздействие. Активность же предполагает действие в ответ на изменения самого субъекта. Появл активности позволяет достигать более эффективного удовлетворения потребностей, создает более гибкую систему адаптации.

Развитие чувствительности связано с появлением все более дифференцированного отражения и учета все большего количества биологич незначимых воздействий.

Стадии развития.

1.                   Стадия элементарной сенсорной психики (появл чувствительности).

Элементарной ступенью психики явл сенсорная психика, позволяющая живому сущ реагировать на отдельные, не связанные м-ду собой общущ. Простейшей формой организации клеток явл диффузная Н.С., при которой чувствительные клетки распределены по всей поверхности организма и не дифференцированы м-ду собой (гидра, медузы).

Более сложно на этой стадии явл цепочечная н.с., когда отдельные клетки соединены между собой нервными волокнами. Такая н.с. у червя.

Самой сложной ступенью на этой стадии развития психики явл ганглиозная н.с. (формирование отд нервных волокон, соединяющих нервные ганглии). Ганглиозная Н.С. сущ у насекомых и м.б. представлена в 2 формах. При 1 ганглиозные узлы располагаются в головной части насекомого, вокруг челюстей, как органа манипулирования. При др. расположены равномерно по телу.

Развитие сенсорной психики у насекомых позволяет осуществлять достаточно эффективную адаптацию на общевидовом уровне и совершать действия, имеющие инстинктивный хар-р. Однако, низкая специализация нервных клеток не позволяет достаточно гибко менять поведение и закреплять эффективные формы приобретенные в инд опыте. Такую возможность дает следующий уровень психики – перцептивный.

2.                   Стадия перцептивной психики (воспринимающая психика).

Эта стадия характеризуется появлением восприятия - целостного отражения предмета при его непосредственном воздействии на органы чувств. Это связано с появл специального органа – мозга (головного и спинного), который выполняет функцию интеграции отд ощущений в образ и регуляции акт-ти на основе этого образа. Перцептивная психика позволяет формировать достаточно сложные навыки, учитывающие вариативные изменения внешней среды. Такую возможность дает возрастающая специализация органов чувств, позволяющих реагировать на воздействия разной модальности. Перц уровнем психики облад живые существа, находящиеся на разные уровнях развития от рыб до собак. (опыт рыба, приманка, перегородка. 25 попыток, чтобы научилась сразу обплывать преграду. Если потом убрать, рыба все равно плавает по прежней траектории, т.е. обплывает несуществующую преграду.) Высшие животные могут строить в своем повед сложные системы навыков на основе усл рефлексов (положит или отрицат подкрепления потребностей). Например, кошку сажали в ящик, она через нек время научалась открывать дверь, нажимая на педаль.

3.                   Стадия интеллекта или ручного мышления (обезьяна).

 По мере развития живых организмов происходит прежде всего существенное изменение в структуре мозга. Значительно увеличивается масса мозга в соотношении с массой тела, происходит дифференциация клеток мозговой коры - борозды, извилины, лобная кора (доли). В рез появл возможность отражать не просто отд предметы, но и отношения между ними.

Это позволяет формировать все более дифференцированное восприятие действительности. Усложнение строения мозга приводит к появл более эффективного приспособления (Во-первых, отсутствие или минимизация проб и ошибок, задача решается сразу, т.к. ситуация отражается в целом. Во-вторых, моментальный перенос найденного решения в аналог условия. В-третьих, воспроизведение с первого же опыта. В-четвертых, способность решать двухфазные задачи, т.е. использовать небиологические средства, которые помогают удовл билогич потребность).

 Так, если убрать перегородку (как в эксп с рыбой), то лошадь сразу пойдет прямо, т.е. поведение более пластично. Кроме того, если навык, характерный для предыдущей стадии, позволяет сохранять приобретенный позитивный опыт, то в интеллектуальном поведении появл опережающее отражение действительности. Экспериманты, в которых обезьяны использовали орудия труда, показывают наличие у них представлений о желаемом результате и возможных путях его достижения (решение двухфазных задач: изготовление орудия, а потом достижение пищи). На этой стадии появляется способность к перенесению накопленного опыта в сходные условия, а также передача этого опыта путем прямого подражания. Однако, передача опыта не связана с формированием специальных средств для его сохранения. Такое средство – речь, появл на следующей стадии развития психики.

4.                   Стадия сознания (увеличение масса мозга (у чел 15-17 млрд нервн клеток, против 5 млрд у шимпанзе; усложнение строения мозга (дифференциация коры, третичные поля, особое развитие лобные доли)).  Отражение существенных, устойчивых связей и отношений между предметами. Появление сознания. Сознание понимается как высший уровень психического отражения, позволяющий чел выделять себя из окр среды и иметь знание о собственной психике. Сознание, как высший уровень отражения, формируется в процессе усвоения общественно-исторического опыта, который в дальнейшем опосредствует восприятие действительности. Согласно теории Леонтьева, инд сознание чел возникло в процессе совместной деят-ти. Сознание на раннем этапе формировалось на основе деятельности и имело прежде всего общественный хар-р. Работы психологов, принадлежащих к разным школам от психоанализа до теории деят-ти, сходятся в том, что общественное сознание предшествовало поялв индивидуального. В формировании сознания роль речи на столько велика, что многие психологи и философы отождествляли сознание и речь. Фрейд был одним из первых, кто указал на знаковую природу сознания. Он считал, что предметом сознания может быть только то, что выражено в словах. Хотя последние исследования позволяют говорить, что словесное сознание не явл единственно-возможной формой сознания, тем не менее можно считать, что словесное опосредование явл важнейшим в отно и филогенезе формирования сознания.

В работах Выготского говорится о существовании словесного и дословестного сознания. Сознание не может быть сведено лишь к знаковому опосредованию. Леонтьев выделял в структуре сознания три составляющих: чувственную ткань, значение и личностный смысл.

Чувственная ткань составляет базу фактов и актов сознания и дает нам впечатление реальности существующего мира. Это сумма непосредственных ощущений, на которых и строится психическое отражение.

Значение представляет обобщение общественно-исторического опыта и отражает место предметов  и явл в общественной практике. Значение явл общим для всех людей.

Личностный смысл отражает пристрастность нашего сознания и связан с нашими собственными актуальными потребностями, чувствами, переживаниям. Значение и личностный смысл могут не совпадать. Выделенные составляющие структуры сознания можно соотнести со структурой знака, включающую 3 компонента: знак, значение и смысл.

Структура психики, предложенная Леонтьевым, была дополнена элементами, которые предложил включить Зинченко Владимир Петрович это «биодинамическая ткань», связанная с отношением внешнедвигательного компонента деятельности. Биодинамическая ткать обобщает опыт нашей внешней двигательной активности, на основе которой и строятся границы мужду субъектом и внешним миром.

 

Бюлер выделял следующие этапы развития психики:

1. Инстинкты. Под инстинктами понимается действия или более менее сложные акты поведения, которые появляются сразу как бы готовыми, не зависят от выучки и индивидуального опыта, будучи наследственно закрепленным продуктом филогенетического развития. Основными механизмами инстинктов являются безусловные рефлексы.

2. Индивидуально-изменчивые формы поведения. Уже на ранних ступенях развития, наблюдая поведение животных, мы встречаем индивидуально-изменчивые формы поведения, которые могут быть охарактеризованы как навыки (новые реакции или действия, которые возникают на основе выучки или индивидуального опыта и функционируют автоматически).

 Интеллект. Поведение, основанное на интеллектуальной деятельности, определяется специфическим отношением, с одной стороны, к объективным условиям, к ситуации, в которой оно осуществляется, с другой - к истории развития индивида, его осуществляющего. Разумным можно назвать всякое действие, которое находится в соответствии с объективными условиями.

Уважаемый посетитель, для того чтобы скачать весь реферат - кликните пожалуйста по рекламе ниже
Категория: Психология | Добавил: dostup
Просмотров: 1583 | Загрузок: 138 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0