Наш опрос

Где вы учитесь?
Всего ответов: 4696

Полезная реклама

Форма входа

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог готовых работ

Главная » Предметы » Литература

Обломов на диване
18.01.2009, 11:19

Роман И. А. Гончарова "Обломов" был написан еще в дореформенное время. В нем автор с объективной точностью и полнотой изобразил русскую жизнь первой половины XIX века. Сюжет романа — это жизненный путь Ильи Ильича Обломова, с детских лет и до самой его смерти. Основная тема романа — это обломовщина — образ жизни, жизнен­ная идеология; это апатия, пассивность, оторванность от действительности, созерцание жизни вокруг себя; но главное — это отсутствие труда, практическая бездеятельность.

Понятие "обломовщина" применимо далеко не к одной Обломовке с ее обитателями, это "отражение русской жизни", ключ к разгадке многих ее явлений. В XIX веке жизнь многих русских помещиков была аналогичной жизни обло-мовцев, и потому обломовщину можно назвать "господству­ющей болезнью" того времени. Суть обломовщины раскры­вается Гончаровым посредством изображения жизни Обло­мова, большую часть которой герой проводит, лежа на ди­ване, мечтая и строя всевозможные планы. Что же мешает ему встать с этого дивана?

На мой взгляд, основная причина бездеятельности Обло­мова — это его социальное положение. Он — помещик, и это освобождает его от множества занятий. Он — барин, ему не надо ничего делать — за него все сделают слуги. У Ильи Ильича никогда даже не возникало желания делать что-то самому, хотя винить его в этом не стоит, так как это — следствие воспитания. А воспитание, атмосфера, в которой рос маленький Обломов, сыграли огромную роль в формирова­нии его характера и мировоззрения.

Родился Илья Ильич Обломов в Обломовке — этом "благословенном уголке земли", где "нет ничего грандиозно­го, дикого и угрюмого", нет "ни страшных бурь, ни разру­шений", где господствуют глубокая тишина, мир и невозму­тимое спокойствие. Жизнь в Обломовке была однообразной, здесь страшно боялись каких бы то ни было перемен. В имении Обломовых традиционным был полуденный "все­поглощающий, ничем не победимый сон, истинное подобие смерти". И маленький Илюша рос в этой атмосфере, он был окружен заботой и вниманием со всех сторон: его мать, няня и вся многочисленная свита дома Обломовых осыпали мальчика ласками и похвалами. Малейшая попытка Илю­ши сделать что-либо самостоятельно тут же подавлялась: бегать куда-либо ему часто запрещалось, в четырнадцать лет он был не в состоянии даже сам одеться. А учение Илюши у Штольца таковым и назвать трудно. Причины для того чтобы мальчик не поехал в школу, родители находили самые различные, вплоть до нелепых и смешных.

Таким образом, живя в таком доме и в таком окружении, Илья Ильич все больше "пропитывался" обломовщиной, вего сознании формировался постепенно идеал жизни. Уже взрослому Обломову была свойственна, по-моему, несколько детская мечтательность. Жизнь в мечтах представлялась ему спокойной, размеренной, стабильной, а любимая женщина — по своим качествам больше напоминающая мать — любя­щей, заботливой, участливой. Обломов настолько погрузился в мир своих грез, что полностью оторвался от действительно­сти, которую он был не в состоянии принять. ("Где же тут человек? Где его целость? Куда он скрылся, как разменялся на всякую мелочь?")

Итак, реальность Обломов не приемлет, она его пугает. А есть ли у Ильи Ильича конкретная цель в жизни, если не считать той обломовской идиллии? Нет. А есть у него какое-нибудь дело, которому бы он полностью отдавался? Тоже нет. Значит, и вставать с дивана незачем.

Обломовщина полностью поглотила Илью Ильича, окру­жавшая его в детстве, она не оставила его до самой смерти. Но ведь Обломов — человек с, "чистым, верным сердцем", с гармоничной, цельной, возвышенной, поэтической душой, в которой "всегда будет чисто, светло, честно", таких людей мало; это "перлы в толпе". Но Обломов не нашел приме­нения своему огромному нравственному, духовному потенци­алу, он оказался "лишним человеком", его развратила сама возможность ничего не делать. Мне кажется, если бы не воспитание, породившее неспособность Обломова к труду, этот человек мог бы стать поэтом или писателем, может быть, учителем или революционером. Но, в любом случае, он принес бы пользу окружающим, не прожил бы жизнь впустую. Но, как говорит сам Илья Ильич, обломовщина его погубила, именно она не давала ему встать с дивана, начать новую, полноценную жизнь.

 

 


Черты русского национального характера в Обломове

Роман «Обломов» явился вершиной творчества Ивана Александрови­ча Гончарова. Он был опубликован в 1859 году в журнале «Отечествен­ные записки». Произведение встретило единодушное признание у публи­ки и у критиков. Л. Толстой писал: «Обломов» — капитальнейшая вещь, какой давно, давно не было... я в восторге от «Обломова» и перечитываю его еще раз».

Роман Гончарова — это центральное произведение всей русской лите­ратуры по глубине художественного исследования российского дворянс­кого «байбачества». В нем детально обрисовано явление, формировавше­еся веками русской крепостнической действительностью. На примере глав­ного героя Ильи Ильича Обломова автор определяет, насколько пагубное влияние могут оказать среда и воспитание на самобытную природу чело­века, порождая лень, безволие и всецелую апатию.

Обломов - это яркий и красочный персонаж, но его основными харак­терными чертами можно назвать бездеятельность, лень и мечтательность.

Все это автор отобразил в портрете Ильи Ильича: «Это был человек тридцати двух-трех лет от роду, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредото­ченности в чертах лица... во всем лице теплился ровный свет беспечнос­ти. С лица беспечность переходила в позы тела, даже в складки шлафро­ка». Обломов не выносит никакой суеты. Он во всем стремится к ком­форту и удобству. Никакие жизненные потрясения не способны оторвать его надолго от дивана, заставить бросить домашние туфли или снять вечный халат.

С дивана Обломова не могут поднять никакие неотложные дела. Письмо старосты три года остается без ответа; три месяца хозяин квартиры тре­бует, чтобы Илья Ильич съехал с квартиры; неопределенно долго лежат неоплаченные счета из лавок мясника и зеленщика.

Неподвижность и бездеятельность самого героя не свойственны среде его обитания - Петербургу. Все, кто навещают Обломова, - друзья и това­рищи по бывшей службе - ведут активный образ жизни. Кто-то вечно стремится сделать карьеру, иные проводят время в светских развлечени­ях. Но Илья Ильич не испытывает к этому ни малейшего интереса. Герой весьма наблюдателен, он видит пустоту и глупую суету светской жизни: «Где же тут человек? На что он раздробляется и рассыпается?» Обломов понимает также, что человек, посвятивший себя карьере, «и слеп, и глух, и нем для всего остального». Герой всегда находит оправдание для своей лени и бездеятельности в том, что, лежа на диване, он «сохраня­ет человеческое достоинство и свой покой».

Илья Ильич гордится своим ничегонеделанием, презирая труд. Он не только не сделал ничего полезного, но даже «ни разу не натянул себе чулок на ноги...».

Все же желание сделать что-нибудь непременно великое появляется у Ильи Ильича. Но он не знает, с какой стороны взяться за дело, так как не имеет никакой привычки к труду. Эта черта была свойственна целому ряду предшествовавших Обломову образов «лишних людей». Обломову, как и Онегину, Печорину, Рудину, присуще постоянное противоречие между словом и делом, мечтательностью и неумением реализовать себя. Так, героя никогда не покидает мысль: «А хорошо бы, если бы вот это сдела­лось». Сам Гончаров говорит об Илье Ильиче: «,..он любит помечтать и ужасно боится момента, когда мечтания придут в соприкосновение с дей­ствительностью. Тут он старается взвалить дело на кого-нибудь другого, а если нет никого, то на авось...»

Образ Обломова далеко не однозначен, его натура сложна и много­гранна. Рядом с апатией, равнодушием, бездеятельностью соседствуют благородство, чистосердечие и доверчивость. Положительная черта обло­мовского характера особенно ярко раскрывается в любви к Ольге Ильин­ской. Здесь проявляется вся широта его души, сердце его преобладает над разумом. Сущностью своей Обломов похож на саму Россию: мечтатель­ный, доверчивый, чистый и благородный. Но герой не смог справиться с нелегким испытанием, посланным ему судьбой. Подсознательное неже­лание что-либо менять в своей уже устоявшейся жизни, действовать, пере­живать победило волю Ильи Ильича. Вновь возник страх перед жизнью и осознание неспособности устроить свои дела. Тем более подвернулся удобный случай, чтобы отпала необходимость видеться с Ольгой, - разве­ли мосты над Невой. Героя вновь победила «обломовщина».

Илья Ильич знаменует собой обломок той действительности, которая легла в основу всего романа. Автор показывает, как постепенно формиро­вался обломовский тип, что он не случаен. «Обломовщина» - это не образ жизни одного человека, а состояние общества, при котором подавляются все светлые начала и гуманность, а также нравственность. Важным для понимания всего произведения является глава «Сон Обломова». Гонча­ров показал в ней среду, которая воспитала героя, сыграла значительную роль в формировании его взглядов, мировоззрения, характера. Вся жизнь обитателей Обломовки сводится к растительно-животному существова­нию. «Забота о пище была первая и главная забота в Обломовке». Жите­ли ее никогда не утруждали себя трудом, не видели никакого проку в учебе: «Ученье-то не уйдет, а здоровья не купишь...Вишь, он из ученья, как из больницы, воротился...» Вся жизнь поместья проходит в вечном полусне. Косность, инертность, леность мысли - идиллия сонного царства, ее символом является послеобеденный сон обломовцев, «истинное подо­бие смерти ».

В такой обстановке воспитывали маленького Илюшу. Это и явилось основной причиной умственной, нравственной и физической гибели Обло­мова. Среда приучила героя к бессмысленному покою, не приспособила его к самостоятельной жизни.

В Обломове Гончарову удалось сконцентрировать огромное количе­ство пороков всего дворянского класса. Обломов не просто дитя Обломов­ки, он является порождением всей русской действительности. Автор на­делил его всеми чертами, которые были свойственны исконно русскому типу. В понятие «обломовщина» же входит целый патриархальный ук­лад российской жизни, которая включает в себя не только отрицательные черты, но и глубоко поэтические ее стороны. Гончаров воплотил в своем герое протест против «западничества», которое, как он считал, убивает поэзию жизни, единение с природой и верность истинно русским, славянс­ким традициям.


ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ТИПЫ В РОМАНЕ И. А. ГОНЧАРОВА «ОБЛОМОВ»

 

В романе «Обломов» очень ярко описаны различные типы человеческих характеров. По словам Н. А. Добролюбова, ав­тор романа стремился «случайный образ, мелькнувший пред ним, возвести в тип, придать ему родовое и постоянное зна­чение». Однако для того, чтобы образы стали типичными, необходимы определенные условия. Сам Гончаров писал об этом так: «...Если образы типичны, они непременно отража­ют на себе — крупнее или мельче — эпоху, в которой живут».

Внешний облик каждого героя удивительно гармонирует с его внутренним миром. Что, например, нам известно о вне­шности главного героя? «Среднего роста», «приятной наруж­ности», «глаза темно-серые», «цвет лица... безразличный», «пухлые руки», «обрюзг не по летам». Кроме того, отмечается, что это был человек «с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица». Последнее опреде­ление уже напрямую относится к внутреннему миру, психоло­гическому складу Обломова. Иногда он бывает по-своему оду­хотворен: «Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в складках лба, потом совсем пропадала...» И какое же впечатле­ние производил Обломов на людей? «Добряк, должно быть, простота!» — такое мнение могло сложиться у человека повер­хностного. Человек же «поглубже, посимпатичнее», говорит­ся в романе, после долгого вглядывания в лицо Обломова «ото­шел бы в приятном раздумье, с улыбкой».

Рисуя портрет Обломова, писатель даже вещи делает час­тью его характера. Так, например, он описывает халат Ильи Ильича: «...как послушный раб, покоряется самомалейшему движению тела». Таким образом, психология Обломова рас­крывается не только благодаря анализу его душевных пере­живаний, но и через изображение окружающих его предме­тов и всей обстановки, в которой он живет. О чем бы ни шла речь — о внешности ли главного героя, о выражении его лица, о его мыслях или чувствах — во всем сквозят апатия и лень. Сам Илья Ильич дал название той непреодолимой силы, ко­торая всю жизнь тянула его ко дну, пока не погубила оконча­тельно. Он определил ее одним словом — «обломовщина».

Характерные черты «обломовщины» воплотились не толь­ко в образе Обломова, но и в образе его слуги Захара. Инте­ресно, что, несмотря на различие в социальном положении (ведь Обломов — барин, а Захар — его крепостной слуга), они сродни друг другу. Оба выросли на одной и той же почве, оба испытали на себе «обаяние обломовской атмосферы, образа жизни». Обломовщина разрушающим образом подейство­вала не только на господ, но и на их слуг. Она заразила ленью и тех и других.

Если сопоставить фигуры Обломова и Захара, станет по­нятно, что их судьбы переплелись в такой тугой узел, что они уже и существовать друг без друга не могли. Гончаров пишет: «Старинная связь была неистребима между ними». Обломов распоряжался Захаром, как любой своей вещью, а Захар хотя и злился порой на барина за его капризы, при этом его «ува­жал внутренно». Захар так же, как и Обломов, с тоской вспо­минал Обломовку, которую любил, «как кошка свой чердак».

Интересно, что Захар, с одной стороны, был безгранично предан Обломову, а с другой — без конца лгал ему. Помимо необычайной лени ему были свойственны и другие пороки. Он любил выпить и всегда норовил «усчитать» у барина гри­венник. Захар также не прочь посплетничать, придумать про барина какую-нибудь небылицу. Таким образом, барин и слу­га прекрасно дополняют друг друга. В одном из эпизодов Илья Ильич подумал о Захаре: «Ну брат, ты еще больше Обломов, чем я сам».

Обломову и Захару в романе противопоставляются Оль­га и Штольц. Это представители совершенно иного типа ха­рактера. Штольц является олицетворением энергии и трудолюбия. С Обломовым его связывает детская дружба — пре­данная и нежная, — но при этом конфликт между ними оче­виден. Это конфликт не просто двух людей, а двух абсолют­но разных образов жизни. Даже внешний облик Штольца является полным контрастом с внешностью Обломова. По словам Гончарова, Штольц «весь составлен из костей, муску­лов и нервов, как кровная английская лошадь». Писатель изобразил Штольца гармоничным и цельным человеком, че­ловеком долга. Слова у него не расходятся с делом, он нео­быкновенно трудолюбив.

Штольц — человек деловой, реалист до мозга костей. Дру­гое дело — мечтательный и непрактичный Обломов. Эта меч­тательность и непрактичность, может быть, придают ему оп­ределенный шарм. Обломов мягче и душевнее Штольца. Ведь не случайно он пленил сердце такой тонкой и одухотворен­ной девушки, как Ольга Ильинская.

Образ Ольги — один из самых замечательных образов русской женщины в классической литературе. В романе ярко выражена мысль, что женщина может сыграть важную роль в общественной жизни. Ею владеет жгучая ненависть к «обло­мовщине», и она всеми силами старается спасти от нее своего возлюбленного. Сначала она делает это по проьбе Штольца и не подозревает о том, что чувство долга вскоре перерастет в любовь.

Высокое чувство любви повлияло не только на Обломо­ва, но и на саму Ольгу. Писарев так написал об этом: «Ольга растет вместе со своим чувством; каждая сцена, происходя­щая между нею и любимым ею человеком, прибавляет новую черту к ее характеру...» Любовь эта принесла Ольге много горя. Ей удалось лишь на миг вырвать Обломова из «болота» при­вычной ему жизни, а потом «обломовщина» вновь «засоса­ла» его.

Ольга — более цельная и одухотворенная натура, нежели Штольц. Когда она стала женой Штольца, он «исчез перед нею, как исчезает хороший, но обыкновенный муж перед сво­ей блистательно одаренной супругой».

Таковы основные человеческие типы, показанные И. А. Гончаровым на примере главных героев знаменитого ро­мана «Обломов». Их можно встретить в России и сегодня — ни обломовы, ни штольцы не исчезли из нашей жизни (осо­бенно — первые). Наверняка очень многие люди могут обна­ружить в себе частичку Ильи Ильича Обломова. И — кто знает! — может быть, жизнь без обломовых была бы скучна, чересчур рационалистична и однобока.

 

 

«ЖИЗНЬ МОЯ НАЧАЛАСЬ С ПОГАСАНИЯ...»

 

Илья Ильич Обломов — главный герой романа — русский помещик, живущий в Петербурге на доходы, получаемые от крепостного имения. «Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица». Так рисует автор его порт­рет на первой странице. Далее писатель останавливается на цвете лица героя, на изнеженных плечах его, маленьких пух­лых руках, ленивых движениях, домашних костюмах и квар­тирной обстановке. Кто же был этот помещик, которого мы застали в начале романа лежащим на диване? И почему Гон­чарову понадобилась такая тщательная зарисовка не только портрета Обломова, но даже его халата?

Перед нами культурный человек, получивший приличное образование, которое открывало ему широкую дорогу в жизнь. В молодые годы он хотел вести жизнь, полную романтики и приключений. Он хотел путешествовать по чужим краям, обо­гащать свои знания. Его девизом были слова: «Вся жизнь есть мысль и труд». Однако эти желания, как, впрочем, и многие другие, со временем погасли, Обломов погрузился на дно без­думного существования.

Все это так. И тем не менее духовная биография Обломова не может быть представлена лишь как процесс постепенного распада личности. Обломов — по-своему цельная натура, ко­торая именно в своей непохожести на других противостоит массе всевозможных карьеристов. По уму и развитию Обломов стоит значительно выше своих знакомых — Волкова, Судьбинского, Пенкина, Алексеева, Тарантьева. Обломов — человек, способный вызвать искреннюю симпатию окружающих. Он честен, добр, кроток.

Но положительные качества Обломова оказываются похо­жими на «клад, который глубоко завален дрянью и всяким мусором». Этот культурный, умный человек лежит целыми днями на диване. Все мечты и планы его так и остаются не­осуществленными. Что же служит причиной этой бездеятель­ности? На мой взгляд, безволие и лень. Это пагубные свойства характера не позволяют Обломову служить своим идеалам, работать над собой. Зачем эта борьба, когда можно жить на деньги, которые он получает с имения. Постепенно он порывает со службой, а потом и с обществом. Нормальным его состоя­нием сделалось лежание. Халат и диван заменяют ему все радости жизни. Иногда Обломов пробует читать, но и чтение утомляет его. Больше всего Илья Ильич боится перемен, бо­ится, чтобы «жизнь его не тронула». В разговоре со Штольцем он признается, что ему и жить-то лень. В современном мире он действительно не находит дела по душе. Он барин, «у него есть Захар и еще триста Захаров», работающих на него. Он гордится тем, что ему не надо работать из нужды, не надо даже натягивать чулки по утрам. Поэтому сопротивляемость его окружающим несчастьям ничтожно мала.

Умирает он тихо, незаметно, коротко переходя от сна в вечный сон. «Ни одной фальшивой ноты не издало его сердце, • не пристало к нему грязи, он не поклонился лжи».

Уважаемый посетитель, для того чтобы скачать весь реферат - кликните пожалуйста по рекламе ниже
Категория: Литература | Добавил: dostup
Просмотров: 5240 | Загрузок: 199 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0