Главная » Предметы » Литература |
18.01.2009, 11:19 | |||||
Роман И. А.
Гончарова "Обломов" был написан еще в дореформенное время. В нем
автор с объективной точностью и полнотой изобразил русскую жизнь первой
половины XIX века. Сюжет романа
— это жизненный путь Ильи Ильича Обломова, с детских лет и до самой его смерти.
Основная тема романа — это обломовщина — образ жизни, жизненная идеология; это
апатия, пассивность, оторванность от действительности, созерцание жизни вокруг
себя; но главное — это отсутствие труда, практическая бездеятельность. Понятие
"обломовщина" применимо далеко не к одной Обломовке с ее обитателями,
это "отражение русской жизни", ключ к разгадке многих ее явлений. В XIX веке жизнь многих русских помещиков была аналогичной
жизни обло-мовцев, и потому обломовщину можно назвать "господствующей
болезнью" того времени. Суть обломовщины раскрывается Гончаровым
посредством изображения жизни Обломова, большую часть которой герой проводит,
лежа на диване, мечтая и строя всевозможные планы. Что же мешает ему встать с
этого дивана? На мой взгляд,
основная причина бездеятельности Обломова — это его социальное положение. Он —
помещик, и это освобождает его от множества занятий. Он — барин, ему не надо
ничего делать — за него все сделают слуги. У Ильи Ильича никогда даже не
возникало желания делать что-то самому, хотя винить его в этом не стоит, так
как это — следствие воспитания. А воспитание, атмосфера, в которой рос
маленький Обломов, сыграли огромную роль в формировании его характера и
мировоззрения. Родился Илья Ильич
Обломов в Обломовке — этом "благословенном уголке земли", где
"нет ничего грандиозного, дикого и угрюмого", нет "ни страшных
бурь, ни разрушений", где господствуют глубокая тишина, мир и невозмутимое
спокойствие. Жизнь в Обломовке была однообразной, здесь страшно боялись каких
бы то ни было перемен. В имении Обломовых традиционным был полуденный "всепоглощающий,
ничем не победимый сон, истинное подобие смерти". И маленький Илюша рос в
этой атмосфере, он был окружен заботой и вниманием со всех сторон: его мать,
няня и вся многочисленная свита дома Обломовых осыпали мальчика ласками и
похвалами. Малейшая попытка Илюши сделать что-либо самостоятельно тут же
подавлялась: бегать куда-либо ему часто запрещалось, в четырнадцать лет он был
не в состоянии даже сам одеться. А учение Илюши у Штольца таковым и назвать
трудно. Причины для того чтобы мальчик не поехал в школу, родители находили
самые различные, вплоть до нелепых и смешных. Таким образом, живя
в таком доме и в таком окружении, Илья Ильич все больше
"пропитывался" обломовщиной, вего сознании формировался постепенно
идеал жизни. Уже взрослому Обломову была свойственна, по-моему, несколько
детская мечтательность. Жизнь в мечтах представлялась ему спокойной,
размеренной, стабильной, а любимая женщина — по своим качествам больше
напоминающая мать — любящей, заботливой, участливой. Обломов настолько
погрузился в мир своих грез, что полностью оторвался от действительности,
которую он был не в состоянии принять. ("Где же тут человек? Где его
целость? Куда он скрылся, как разменялся на всякую мелочь?") Итак, реальность
Обломов не приемлет, она его пугает. А есть ли у Ильи Ильича конкретная цель в
жизни, если не считать той обломовской идиллии? Нет. А есть у него какое-нибудь
дело, которому бы он полностью отдавался? Тоже нет. Значит, и вставать с дивана
незачем. Обломовщина
полностью поглотила Илью Ильича, окружавшая его в детстве, она не оставила его
до самой смерти. Но ведь Обломов — человек с, "чистым, верным
сердцем", с гармоничной, цельной, возвышенной, поэтической душой, в
которой "всегда будет чисто, светло, честно", таких людей мало; это
"перлы в толпе". Но Обломов не нашел применения своему огромному
нравственному, духовному потенциалу, он оказался "лишним человеком",
его развратила сама возможность ничего не делать. Мне кажется, если бы не
воспитание, породившее неспособность Обломова к труду, этот человек мог бы
стать поэтом или писателем, может быть, учителем или революционером. Но, в
любом случае, он принес бы пользу окружающим, не прожил бы жизнь впустую. Но,
как говорит сам Илья Ильич, обломовщина его погубила, именно она не давала ему
встать с дивана, начать новую, полноценную жизнь. Черты русского национального характера в Обломове Роман «Обломов» явился вершиной творчества Ивана Александровича
Гончарова. Он был опубликован в 1859 году в журнале «Отечественные записки».
Произведение встретило единодушное признание у публики и у критиков. Л.
Толстой писал: «Обломов» — капитальнейшая вещь, какой давно, давно не было... я
в восторге от «Обломова» и перечитываю его еще раз». Роман
Гончарова — это центральное произведение всей русской литературы по глубине
художественного исследования российского дворянского «байбачества». В нем
детально обрисовано явление, формировавшееся веками русской крепостнической
действительностью. На примере главного героя Ильи Ильича Обломова автор определяет,
насколько пагубное влияние могут оказать среда и воспитание на самобытную
природу человека, порождая лень, безволие и всецелую апатию. Обломов - это яркий и красочный персонаж, но его основными характерными
чертами можно назвать бездеятельность, лень и мечтательность. Все это автор отобразил в портрете Ильи Ильича: «Это был человек тридцати
двух-трех лет от роду, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с
отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах
лица... во всем лице теплился ровный свет беспечности. С лица беспечность
переходила в позы тела, даже в складки шлафрока». Обломов не выносит никакой
суеты. Он во всем стремится к комфорту и удобству. Никакие жизненные
потрясения не способны оторвать его надолго от дивана, заставить бросить
домашние туфли или снять вечный халат. С дивана Обломова не могут поднять никакие неотложные дела. Письмо
старосты три года остается без ответа; три месяца хозяин квартиры требует,
чтобы Илья Ильич съехал с квартиры; неопределенно долго лежат неоплаченные
счета из лавок мясника и зеленщика. Неподвижность и бездеятельность самого героя не свойственны среде его
обитания - Петербургу. Все, кто навещают Обломова, - друзья и товарищи по
бывшей службе - ведут активный образ жизни. Кто-то вечно стремится сделать
карьеру, иные проводят время в светских развлечениях. Но Илья Ильич не
испытывает к этому ни малейшего интереса. Герой весьма наблюдателен, он видит
пустоту и глупую суету светской жизни: «Где же тут человек? На что он
раздробляется и рассыпается?» Обломов понимает также, что человек, посвятивший
себя карьере, «и слеп, и глух, и нем для всего остального». Герой всегда находит
оправдание для своей лени и бездеятельности в том, что, лежа на диване, он
«сохраняет человеческое достоинство и свой покой». Илья Ильич гордится своим ничегонеделанием, презирая труд. Он не только
не сделал ничего полезного, но даже «ни разу не натянул себе чулок на ноги...». Все же желание сделать что-нибудь непременно великое появляется у Ильи
Ильича. Но он не знает, с какой стороны взяться за дело, так как не имеет
никакой привычки к труду. Эта черта была свойственна целому ряду
предшествовавших Обломову образов «лишних людей». Обломову, как и Онегину,
Печорину, Рудину, присуще постоянное противоречие между словом и делом,
мечтательностью и неумением реализовать себя. Так, героя никогда не покидает
мысль: «А хорошо бы, если бы вот это сделалось». Сам Гончаров говорит об Илье
Ильиче: «,..он любит помечтать и ужасно боится момента, когда мечтания придут в
соприкосновение с действительностью. Тут он старается взвалить дело на
кого-нибудь другого, а если нет никого, то на авось...» Образ Обломова далеко не однозначен, его натура сложна и многогранна.
Рядом с апатией, равнодушием, бездеятельностью соседствуют благородство,
чистосердечие и доверчивость. Положительная черта обломовского характера особенно
ярко раскрывается в любви к Ольге Ильинской. Здесь проявляется вся широта его
души, сердце его преобладает над разумом. Сущностью своей Обломов похож на саму
Россию: мечтательный, доверчивый, чистый и благородный. Но герой не смог
справиться с нелегким испытанием, посланным ему судьбой. Подсознательное нежелание
что-либо менять в своей уже устоявшейся жизни, действовать, переживать
победило волю Ильи Ильича. Вновь возник страх перед жизнью и осознание
неспособности устроить свои дела. Тем более подвернулся удобный случай, чтобы
отпала необходимость видеться с Ольгой, - развели мосты над Невой. Героя вновь
победила «обломовщина». Илья Ильич знаменует собой обломок той действительности, которая легла в
основу всего романа. Автор показывает, как постепенно формировался обломовский
тип, что он не случаен. «Обломовщина» - это не образ жизни одного человека, а
состояние общества, при котором подавляются все светлые начала и гуманность, а
также нравственность. Важным для понимания всего произведения является глава
«Сон Обломова». Гончаров показал в ней среду, которая воспитала героя, сыграла
значительную роль в формировании его взглядов, мировоззрения, характера. Вся
жизнь обитателей Обломовки сводится к растительно-животному существованию.
«Забота о пище была первая и главная забота в Обломовке». Жители ее никогда не
утруждали себя трудом, не видели никакого проку в учебе: «Ученье-то не уйдет, а
здоровья не купишь...Вишь, он из ученья, как из больницы, воротился...» Вся
жизнь поместья проходит в вечном полусне. Косность, инертность, леность мысли -
идиллия сонного царства, ее символом является послеобеденный сон обломовцев, «истинное
подобие смерти ». В такой обстановке воспитывали маленького
Илюшу. Это и явилось основной причиной умственной, нравственной и
физической гибели Обломова. Среда приучила героя к бессмысленному покою, не
приспособила его к самостоятельной жизни. В Обломове Гончарову удалось сконцентрировать огромное количество
пороков всего дворянского класса. Обломов не просто дитя Обломовки, он
является порождением всей русской действительности. Автор наделил его всеми
чертами, которые были свойственны исконно русскому типу. В понятие
«обломовщина» же входит целый патриархальный уклад российской жизни, которая
включает в себя не только отрицательные черты, но и глубоко поэтические ее
стороны. Гончаров воплотил в своем герое протест против «западничества»,
которое, как он считал, убивает поэзию жизни, единение с природой и верность
истинно русским, славянским традициям. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ТИПЫ В РОМАНЕ И. А. ГОНЧАРОВА «ОБЛОМОВ» В романе «Обломов»
очень ярко описаны различные типы человеческих характеров. По словам Н. А.
Добролюбова, автор романа стремился «случайный образ, мелькнувший пред ним,
возвести в тип, придать ему родовое и постоянное значение». Однако для того,
чтобы образы стали типичными, необходимы определенные условия. Сам Гончаров
писал об этом так: «...Если образы типичны, они непременно отражают на себе —
крупнее или мельче — эпоху, в которой живут». Внешний облик
каждого героя удивительно гармонирует с его внутренним миром. Что, например,
нам известно о внешности главного героя? «Среднего роста», «приятной наружности»,
«глаза темно-серые», «цвет лица... безразличный», «пухлые руки», «обрюзг не по
летам». Кроме того, отмечается, что это был человек «с отсутствием всякой
определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица». Последнее определение
уже напрямую относится к внутреннему миру, психологическому складу Обломова.
Иногда он бывает по-своему одухотворен: «Мысль гуляла вольной птицей по лицу,
порхала в складках лба, потом совсем пропадала...» И какое же впечатление
производил Обломов на людей? «Добряк, должно быть, простота!» — такое мнение
могло сложиться у человека поверхностного. Человек же «поглубже,
посимпатичнее», говорится в романе, после долгого вглядывания в лицо Обломова
«отошел бы в приятном раздумье, с улыбкой». Рисуя портрет
Обломова, писатель даже вещи делает частью его характера. Так, например, он
описывает халат Ильи Ильича: «...как послушный раб, покоряется самомалейшему
движению тела». Таким образом, психология Обломова раскрывается не только
благодаря анализу его душевных переживаний, но и через изображение окружающих
его предметов и всей обстановки, в которой он живет. О чем бы ни шла речь — о
внешности ли главного героя, о выражении его лица, о его мыслях или чувствах —
во всем сквозят апатия и лень. Сам Илья Ильич дал название той непреодолимой
силы, которая всю жизнь тянула его ко дну, пока не погубила окончательно. Он
определил ее одним словом — «обломовщина». Характерные черты
«обломовщины» воплотились не только в образе Обломова, но и в образе его слуги
Захара. Интересно, что, несмотря на различие в социальном положении (ведь
Обломов — барин, а Захар — его крепостной слуга), они сродни друг другу. Оба
выросли на одной и той же почве, оба испытали на себе «обаяние обломовской атмосферы,
образа жизни». Обломовщина разрушающим образом подействовала не только на
господ, но и на их слуг. Она заразила ленью и тех и других. Если сопоставить
фигуры Обломова и Захара, станет понятно, что их судьбы переплелись в такой
тугой узел, что они уже и существовать друг без друга не могли. Гончаров пишет:
«Старинная связь была неистребима между ними». Обломов распоряжался Захаром,
как любой своей вещью, а Захар хотя и злился порой на барина за его капризы,
при этом его «уважал внутренно». Захар так же, как и Обломов, с тоской вспоминал
Обломовку, которую любил, «как кошка свой чердак». Интересно, что
Захар, с одной стороны, был безгранично предан Обломову, а с другой — без конца
лгал ему. Помимо необычайной лени ему были свойственны и другие пороки. Он
любил выпить и всегда норовил «усчитать» у барина гривенник. Захар также не
прочь посплетничать, придумать про барина какую-нибудь небылицу. Таким образом,
барин и слуга прекрасно дополняют друг друга. В одном из эпизодов Илья Ильич
подумал о Захаре: «Ну брат, ты еще больше Обломов, чем я сам». Обломову и Захару в
романе противопоставляются Ольга и Штольц. Это представители совершенно иного
типа характера. Штольц является олицетворением энергии и трудолюбия. С
Обломовым его связывает детская дружба — преданная и нежная, — но при этом
конфликт между ними очевиден. Это конфликт не просто двух людей, а двух абсолютно
разных образов жизни. Даже внешний облик Штольца является полным контрастом с
внешностью Обломова. По словам Гончарова, Штольц «весь составлен из костей,
мускулов и нервов, как кровная английская лошадь». Писатель изобразил Штольца
гармоничным и цельным человеком, человеком долга. Слова у него не расходятся с
делом, он необыкновенно трудолюбив. Штольц — человек
деловой, реалист до мозга костей. Другое дело — мечтательный и непрактичный
Обломов. Эта мечтательность и непрактичность, может быть, придают ему определенный
шарм. Обломов мягче и душевнее Штольца. Ведь не случайно он пленил сердце такой
тонкой и одухотворенной девушки, как Ольга Ильинская. Образ Ольги — один
из самых замечательных образов русской женщины в классической литературе. В
романе ярко выражена мысль, что женщина может сыграть важную роль в
общественной жизни. Ею владеет жгучая ненависть к «обломовщине», и она всеми
силами старается спасти от нее своего возлюбленного. Сначала она делает это по
проьбе Штольца и не подозревает о том, что чувство долга вскоре перерастет в
любовь. Высокое чувство
любви повлияло не только на Обломова, но и на саму Ольгу. Писарев так написал
об этом: «Ольга растет вместе со своим чувством; каждая сцена, происходящая
между нею и любимым ею человеком, прибавляет новую черту к ее характеру...»
Любовь эта принесла Ольге много горя. Ей удалось лишь на миг вырвать Обломова
из «болота» привычной ему жизни, а потом «обломовщина» вновь «засосала» его. Ольга — более
цельная и одухотворенная натура, нежели Штольц. Когда она стала женой Штольца,
он «исчез перед нею, как исчезает хороший, но обыкновенный муж перед своей
блистательно одаренной супругой». Таковы основные
человеческие типы, показанные И. А. Гончаровым на примере главных героев
знаменитого романа «Обломов». Их можно встретить в России и сегодня — ни
обломовы, ни штольцы не исчезли из нашей жизни (особенно — первые). Наверняка
очень многие люди могут обнаружить в себе частичку Ильи Ильича Обломова. И —
кто знает! — может быть, жизнь без обломовых была бы скучна, чересчур
рационалистична и однобока. «ЖИЗНЬ МОЯ НАЧАЛАСЬ С ПОГАСАНИЯ...» Илья Ильич Обломов —
главный герой романа — русский помещик, живущий в Петербурге на доходы,
получаемые от крепостного имения. «Это был человек лет тридцати двух-трех от
роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с
отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица».
Так рисует автор его портрет на первой странице. Далее писатель
останавливается на цвете лица героя, на изнеженных плечах его, маленьких пухлых
руках, ленивых движениях, домашних костюмах и квартирной обстановке. Кто же
был этот помещик, которого мы застали в начале романа лежащим на диване? И
почему Гончарову понадобилась такая тщательная зарисовка не только портрета
Обломова, но даже его халата? Перед нами
культурный человек, получивший приличное образование, которое открывало ему
широкую дорогу в жизнь. В молодые годы он хотел вести жизнь, полную романтики и
приключений. Он хотел путешествовать по чужим краям, обогащать свои знания.
Его девизом были слова: «Вся жизнь есть мысль и труд». Однако эти желания, как,
впрочем, и многие другие, со временем погасли, Обломов погрузился на дно бездумного
существования. Все это так. И тем
не менее духовная биография Обломова не может быть представлена лишь как
процесс постепенного распада личности. Обломов — по-своему цельная натура, которая
именно в своей непохожести на других противостоит массе всевозможных
карьеристов. По уму и развитию Обломов стоит значительно выше своих знакомых —
Волкова, Судьбинского, Пенкина, Алексеева, Тарантьева. Обломов — человек,
способный вызвать искреннюю симпатию окружающих. Он честен, добр, кроток. Но положительные
качества Обломова оказываются похожими на «клад, который глубоко завален
дрянью и всяким мусором». Этот культурный, умный человек лежит целыми днями на
диване. Все мечты и планы его так и остаются неосуществленными. Что же служит
причиной этой бездеятельности? На мой взгляд, безволие и лень. Это пагубные
свойства характера не позволяют Обломову служить своим идеалам, работать над
собой. Зачем эта борьба, когда можно жить на деньги, которые он получает с
имения. Постепенно он порывает со службой, а потом и с обществом. Нормальным
его состоянием сделалось лежание. Халат и диван заменяют ему все радости
жизни. Иногда Обломов пробует читать, но и чтение утомляет его. Больше всего
Илья Ильич боится перемен, боится, чтобы «жизнь его не тронула». В разговоре
со Штольцем он признается, что ему и жить-то лень. В современном мире он
действительно не находит дела по душе. Он барин, «у него есть Захар и еще триста
Захаров», работающих на него. Он гордится тем, что ему не надо работать из
нужды, не надо даже натягивать чулки по утрам. Поэтому сопротивляемость его
окружающим несчастьям ничтожно мала. Умирает он тихо,
незаметно, коротко переходя от сна в вечный сон. «Ни одной фальшивой ноты не
издало его сердце, • не пристало к нему грязи, он не поклонился лжи».
Категория: Литература | Добавил: dostup | Просмотров: 5240 | Загрузок: 199 | Рейтинг: 5.0/1 |
| |
Всего комментариев: 0 | |