Главная » Предметы » Литература |
18.01.2009, 11:12 | |||||
Лирику Пастернака читаешь исподволь, медленно,
привыкая к его необыкновенной поступи, его речи, ритму, интонации. Потому что
Пастернак – автор из числа "трудных". Читать стихи Бориса Пастернака –
занятие, которое тоже, наверное, следует приравнять к труду, творческому и
кропотливому. Строчки, написанные взахлеб, "навзрыд" многозначные и
многозначащие образы, метафоры и сравнения, кажущиеся случайными или чрезмерно
усложненными, подчеркнутая субъективность изображения – все это делает поэзию
автора "многотрудной" для читателя. Но тем прекраснее момент
открытия, объяснения для себя глубинной сути стихотворения. Говоря о подобного
рода понимании творчества поэта, я не претендую на исчерпывающее и единственно
верное истолкование авторского замысла – вряд ли оно существует. Речь идет
скорее о создании своего объяснения написанного, своей картины мира,
проявившейся от чтения пастернаковских строк. Февраль. Достать чернил и плакать! Писать о феврале навзрыд, Пока грохочущая слякоть Весною черною горит. С этих строк начинается Пастернак. Какая странная и
совсем не "плачущая" интонация. В ней – радость от существования
своего и весны. В ней – стремление впитать в себя все и затем "писать"
(в одном из стихотворений поэт прямо сравнивает поэзию с губкой, впитывающей в
себя мир, чтобы после быть выжатой на бумагу). Герой Пастернака живет, дыша и
питаясь самой жизнью, всеми ее проявлениями: Пью горечь тубероз, небес осенних горечь И в них твоих измен горящую струю. Пью горечь вечеров, ночей и людных сборищ, Рыдающей строфы сырую горечь пью. Драма неразделенной любви к Иде Высоцкой легла в
основу стихотворения "Марбург". Однако в тексте его описанию
неудачного объяснения в любви отведено не так много места. Автор задался другой
целью: показать "второе рождение" героя, произошедшее после любовной
катастрофы. Как же так – отвергнутый поклонник, и вдруг почти воскресение к
иной жизни? Но именно потрясение души дает возможность герою увидеть истинное
положение вещей – в буквальном смысле слова. Мир, город существуют и будут существовать
всегда, вне зависимости от переживаемого отдельным человеком. В свойственной
ему манере Пастернак перечисляет различные объекты мира природы и мира вещей:
небо, улицы, ветер, черепица, песок, надгробья. Мир существует, но это еще не
все: герой постепенно осознает свое единство, родство со всем существующим – "Что
будет со мною, старинные плиты?" Ощущение это и составляет второе рождение
героя. А что же любовь? В чем ее значимость? Но ведь именно любовь и была
истоком всего, началом, толчком для преображения: В тот день всю тебя, от гребенок до ног, Как трагик в провинции драму Шекспирову, Носил я с собою и
знал назубок, Шатался по городу и репетировал. Это четверостишие в своей статье "Как делать
стихи" В. Маяковский назвал гениальным. Настоящий художник, Пастернак,
выбирая объект для сравнения своего чувства, обращается к миру искусства, к
творчеству истово любимого Шекспира. Надо сказать, что образы мировой культуры
постоянно присутствуют в поэзии автора: Шекспир и Гете, Пушкин и Лермонтов, Шопен
и Брамс. Как заметил академик Лихачев, традиция искусства для Пастернака жива,
она постоянно влетает в его строчки цитатами и образами предшествующей
литературы. Так, героини другого стихотворения поэта взяты из
трагедий Шекспира. "Уроки английского" – так оно называется. Название
кажется странным: в самом стихотворении нет ничего английского (разве что
подразумеваемое имя Шекспира), а что касается уроков, то кем и кому они даются,
да и какие это уроки? Дездемона, умирая, рыдает по иве; Офелия уходит из жизни "с
охапкой верб и чистотела". О чем заключительные строки стихотворения,
которым надлежит раскрыть его суть? Вот они: Дав страсти с плеч отлечь, как рубищу, Входили, с сердца
замираньем, В бассейн вселенной, стан свой любящий Обдать и оглушить мирами. Героини, отвергнув "горечь грез", открывают
себя навстречу миру, природе, вечности. Перед нами – не трагический конец
жизни, а ее новое открытие, озарение, освобождение от бремени "страстей
человеческих". "Давай ронять слова..." – еще один шедевр Пастернака,
его гимн деталям, жизни и любви. Жизнь существует в подробностях, каждое
явление есть соединение, связь многих едва заметных восприятию деталей: недаром
поэт сравнивает ее с осенней тишиной – может быть, кому-то кажется, что в ней
ничего нет, но на самом деле в тишине можно услышать многое (про самого
Пастернака говорили, что он слышит, как трава растет). Кто же велит, чтобы было
так, а не иначе? Ответ таков: "Всесильный бог любви, всесильный бог
деталей". Поэт соединяет вещи, лишь на первый взгляд кажущиеся
несоединимыми. Любимому человеку говорят: "Я люблю тебя, люблю твои руки,
глаза, улыбку..." Все это – уже детали, и все это – любовь. Поэтому Давай ронять слова... Стихотворение "Август" входит в цикл "Стихов
доктора Живаго". В самом романе у них особая роль: они дополняют, или,
скорее, завершают законченный роман – законченный смертью героя. Бесспорней
конца не придумаешь, однако "в рифмах умирает рок", как писал сам
Пастернак в одном из ранних стихотворений. Стихи – это пропуск в бессмертие,
выход в вечность. Общая интонация всего цикла такова, что заставляет нас
поверить в свет, в силу духа, в любовь, и тем самым меняет наше восприятие
трагической гибели героя. Последний, как и его автор, – поэт. Фамилия его
хранит в себе родство с самой жизнью – Живаго. И в стихотворении "Август"
автор делится с нами своими мыслями о смерти и бессмертии. День, когда "происходит
действие сна, выбран не случайно – это шестое августа по-старому, Преображение
Господне. Смерть героя представляется неполной, неокончательной: звучат его
голос, не тронутый распадом. Он прощается с этим миром, чтобы, как героини "Уроков
английского", оглушить себя иными мирами, умереть и, преобразившись, воскреснуть,
как некогда Христос. Пастернак – неутомимый труженик, стремящийся во всем "дойти
до самой сути". Вольтер сказал когда-то, что каждый должен возделывать
свой сад; своим садом поэт считает стихи. Они пишутся не для того, чтобы быть
знаменитыми: меньшее, чем любовь "пространства", героя не устраивает.
А еще у Пастернака очень сложные отношения с простотой: она представляется ему
одновременно и непременным условием поэзии, и ересью, которой надо избежать: Но мы пощажены не будем, Когда ее не утаим. Она всего нужнее, людям, Но сложное понятней им. Путь самого автора – выражение простых, единых,
подобных явлений и законов бытия – законов любви и подобия – в сложной,
многозначной, заставляющей думать форме: только "передумав" вместе с
поэтом описанное им, можно понять суть его слов. Есть поэзия и Поэзия, есть стихи и Стихи. Каждый
определяет их для себя сам, по своим, ведомым только ему критериям. Почему я
люблю Пастернака? В какой-то степени это могут объяснить слова Мандельштама: "Стихи
Пастернака почитать – горло прочистить, дыхание укрепить, обновить легкие:
такие стихи должны быть целебны от туберкулеза". Духовное здоровье – вещь
редкая в среде гениев, в некотором роде его даже стыдятся. А вот Пастернак
именно таков: читая его стихи, врачуешь душу, ибо высказанное в них глубоко естественно,
духовно, здорово. Стихи его подобны снегу в одном из них по своей
восстанавливающей душу силе: На свете нет тоски такой, Которой снег бы не вылечивал. Когда-то Марина Цветаева в пылу полемики воскликнула: "Где
человек до конца понявший Пастернака?". И сама же пояснила: "Пастернак
– это "тайнопись", "шифр". Разве это не предупредительный
сигнал для таких, как я, для тех, кто отправляется странствовать по морю,
название которого "Лирика Бориса Пастернака". Творческий путь Пастернака сложен и тернист. Его
поэзия вызывала разноречивые оценки. Но его глубокое проникновение в тайны
человеческой души, природы, Вселенной, а также свежий, взволнованный стих
всегда поражали и поражают ценителей поэтического искусства. Мы знаем, что крупные русские поэты двадцатого века
формировались в сложных и противоречивых связях с различными литературными
течениями. А. Блок начинал как символист, В. Маяковский – как футурист, А.
Ахматова – как акмеист. Борис Пастернак как поэт пересекался сразу с двумя
течениями: с символизмом и футуризмом, с Блоком и Маяковским. Влияние
литературных направлений освежило язык его поэзии. Мне дороги произведения Бориса Пастернака, в которых
раскрывается его творческая личность. Это стихи "Тишина", "Ночь".
В них звучит любовь к жизни, он внушает нам свою любовь к бытию, хотя все
отчетливее и глубже осознает, что они от него уходят. Столь же сильна его
любовь к творчеству: "Цель творчества – самоотдача" ("Быть
знаменитым некрасиво..."), к женщине ("Ева", "Женщины в
детстве"). Все, чем Пастернак так дорожил всю жизнь, сохранено и передано
в его последних стихах: Природа, мир, тайник вселенной, Я службу долгую твою, Объятый дрожью сокровенной В слезах от счастья отстою. Трудно читать Пастернака, сложен рисунок творческого
пути его, но его вклад в нашу поэзию весьма значителен. Его долгое время от нас
прятали. Теперь мы знаем почему. Поэтому с каждым новым прочтением его стихов
мы будем любить его больше и больше.
Категория: Литература | Добавил: dostup | Просмотров: 1219 | Загрузок: 180 | Рейтинг: 0.0/0 |
| |
Всего комментариев: 0 | |