Наш опрос

Где вы учитесь?
Всего ответов: 4696

Полезная реклама

Форма входа

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог готовых работ

Главная » Предметы » Литература

Г.Ф. Квитка-Основьяненко
18.01.2009, 11:01

8 августа – день памяти Григория Федоровича Квитки-Основьяненко, писателя, стоявшего у истоков современной украинской литературы. Он был потомком славного и старейшего дворянского рода Слободской Украины. Среди его предков – известнейший харьковский полковник Григорий Семенович Квитка. Квитки имели родственные связи с фамилиями гетмана Данилы Апостола, Иоасафа Горленко и др. Квитка-Основьяненко и брат его Андрей были своеобразным Олимпом этого рода.           

18 ноября 1778 года в семье харьковского дворянина Федора Ивановича Квитки родился сын, которого назвали Григорием. С детства ребенок был слабым и хилым. Из-за золотухи к пятилетнему возрасту мальчик ослеп. Зрение вновь вернулось к нему после посещения Озерянского храма, что и поныне стоит на Холодной горе. Юный Квитка увидел свет, идущий от иконы Озерянской Божией Матери и прозрел. Случай этот оказал на него настолько сильное влияние, что на двадцать третьем году жизни он решил стать послушником монастыря. Правда, этому шагу предшествовала военная служба: вахмистром в лейб-гвардии конном полку, затем до 1796 года при департаменте геральдии, и наконец в чине ротмистра в Харьковском кирасирском полку. Будучи послушником Куряжского монастыря, Квитка, одетый в черный смиренный наряд, выполнял различные работы до 1806 года. После он вновь определился на военную службу по правительственной комиссии в милицию Харьковской губернии.

В 1812 году Г.Ф.Квитка начинает свою общественную деятельность. В Харькове открывается постоянный общественный театр, директором которого назначают Григория Федоровича. Имея обыкновение горячо и страстно браться за любое дело, он до того увлекся театром, что чуть не женился на одной из его актрис. И хотя директорскую должность в театре ему пришлось оставить из-за своей активной благотворительной и просветительской деятельности, любовь к сцене Основьяненко пронес через всю жизнь. Позже это чувство побудило его к созданию драматических произведений для театра. В 1841 году он напечатал любопытную и потрясающую "Историю театра в г. Харькове".

 Будучи ревностным членом, а позже председателем Благотворительного общества, Григорий Федорович стал инициатором открытия в Харькове института благородных девиц в 1812 году. Его стараниями впоследствии также были открыты Кадетский корпус и публичная библиотека при университете. Свою публицистическую деятельность Квитка начал в 1816 году статьей об институте благородных девиц в "Украинском вестнике", затем был одним из редакторов этого журнала до 1817 года. Институт, в учреждении и пропаганде которого Квитка принимал столь живое участие, сыграл, в свою очередь, немалую роль в его жизни. В 1821 году он женился на одной из классных дам. В 1817 году, получив на выборах должность предводителя дворянства, Квитка исполнял свои обязанности в этом качестве до 1829 года. Впоследствии эту должность занял его брат, Андрей Федорович.

Общественная, служебная и благотворительная деятельность Г.Ф.Квитки были отмечены многими наградами, однако широкое признание принесло ему литературное дарование. Сотрудничая с популярными столичными журналами, он вел обширную переписку с известными литературными деятелями: С.Т.Аксаковым, М.П.Погодиным, П.А.Плетневым, В.И.Далем, Ф.А.Кони, Е.П.Гребенкой, поддерживал дружеские отношения с В.А.Жуковским.

С глубоким почтением писал письма Тарасу Григоьевичу Шевченко. Постоянно следил за литературной жизнью, внимательно читал журналы, всегда имел суждение о происходивших событиях и, как незаурядная личность, всегда вызывал большой интерес у собеседников.

 Примерно с 20-х годов начинается его литературная деятельность. Одно за другим появляются в печати его произведения: "Харьковская Ганнуся" (1832), "Солдатский портрет" (1833), "Шельменко-денщик", "Дворянские выборы".

Прозаические произведения Квитки-Основьяненко на украинском языке делятся на две основных группы: бурлескно-реалистические рассказы и повести и сентиментально-реалистические повести.

К первой группе относятся, в частности, юмористические рассказы, а также юмористически-сатирическая повесть "Конотопская ведьма" (1833).

Своими лучшими произведениями писатель утверждал реалистическое направление в литературе. Но характерным для многих повестей Квитки является переплетение реального с фантастическим. В частности в таком объединении можно проследить просветительские тенденции. Показательной в этом плане является "Конотопская ведьма". С одной стороны, Квитка ориентируется на фольклорные источники (народные сказки, пересказы), а с другой на достоверные факты жизни. "Конотопская ведьма" – это результат наблюдений Квитки над "современной" действительностью, распространенных рассказов о "ведьмах".

Основьяненко один из первых в Украине начал писать народным языком не только о смешном, но и о серьезном. Поэтому появление его прозаических произведений на украинском языке были своевременным продолжением и углублением литературного подвига Котляревского, актом исторического значения, которое доказало зрелость и художественное совершенство украинского языка. Квитка-Основьяненко пришел в украинскую литературу во время ее национального возрождения. Когда читатели наслаждались "Энеидой", охотно цитировали басни Гулака-Артемовского, его баллады, восхищались спектаклями "Наталка Полтавка" и "Москаль-волшебник", молодой Основьяненко, тогда еще Квитка, расправлял крылья для творческого взлета.

 

В 1827 году Основьяненко пишет пьесу "Приезжий из столицы, или суматоха в уездном городе", которая была напечатана много позднее, в 1840 году.

 Пьеса перекликается со знаменитым гоголевским "Ревизором". Существует даже версия, что Гоголь знакомился с ней, когда рукописный вариант пьесы находился в цензурном комитете. Огромной популярностью пользовалась повесть Григория Федоровича "Маруся".

 Именно Квитка-Основьяненко написал песню "Грыцю, Грыцю, до роботы", которая стала настолько известной, что превратилась в народную - факт высшего признания. Опираясь на опыт И. Котляревского-драматурга и авторов интермедий XVIII в., на мотивы народной песенности и юмористики, а главное – на личные наблюдения, Квитка-Основьяненкоа_ создает социально-бытовую комедию "Сватанье на Гончаровке" (1835), в которой описывает острый жизненный конфликт: препятствием бракосочетанию влюбленных Ульяны и Алексея является то, что жених – крепостной  и бедный. Впервые в украинской литературе специально был поднят крепостной вопрос.

Как и "Сватанье на Гончаровке", и сегодня успехом у зрителя пользуется драматическое произведение Квитки-Основьяненко – социально-бытовая комедия "Шельменко-денщик" (1838; написана на русском языке, центральный персонаж Шельменко говорит по-украински). Это комедия в последние десятилетия дважды экранизировалась – такого внимания кино добилось немногие произведения из мировой литературной классики.

Замечательный писатель всю жизнь любил театр, устраивал домашние спектакли, в которых и сам принимал участие, превосходно играл на флейте, был неплохим композитором. И наряду с этим не оставлял общественную деятельность на благо родного города. В 1832 году Квитка-Основьяненко был назначен на должность судьи, а позднее был избран председателем Харьковской палаты головного суда. Эта должность была последней.

Жизнь Квитки-Основьяненко, человека необычайной скромности и доброты, самоотверженного и привязанного ко всему родному (за всю жизнь свою далее Харькова и его окрестностей он не выезжал), протекала в атмосфере семейного счастья, в окружении любящей жены и детей. Долгое время они проживали в уединенном местечке в южной части Харькова под названием Основа. О любви писателя к этому месту говорит взятый им литературный псевдоним Основьяненко. Уже будучи достаточно известным, Григорий Федорович служил старостой Основьянской церкви, отличаясь доброжелательностью и непритязательностью. Когда семья Квитки покинула Основу, соседствующую с целительным сосновым бором, и поселилась в городе, это существенно подорвало и так слабое здоровье Григория Федоровича.

В июле 1843 года он заболел воспалением легких и через одиннадцать дней, приготовившись к смерти, тихо скончался на руках жены, родных и близких, среди которых были Н.Ю.Квитка, П.П. Гулак-Артемовский. Когда тело усопшего выносили из Благовещенского собора, вся Екатеринославская улица (ныне Полтавский Шлях) была запружена народом. Похоронен он был на Холодногорском кладбище, с которого открывался чудесный вид на родной город, которому он посвятил всю жизнь.  Квитка был неординарным человеком: имел потрясающую память, даже на старости лет, питал постоянную и кажущуюся странной любовь к огню, о чем просил не забыть своих биографов. Никогда не расставался он с прадедовской золотой цепью, с которой по легенде было связано памятное событие в жизни его предков. К писательскому труду относился с великим тщанием – повсюду в доме стояли чернильницы, чтобы в любую минуту писатель мог зафиксировать появившуюся мысль.

Опыт Г.Ф. Квитки-Основьяненко, его лучшие традиции оказались достойным примером для последующих украинских прозаиков – Марка Вовчка, Ю. Федьковича, Панаса Мирного. Творческое достояние первого по времени классика украинской художественной прозы и выдающегося драматурга пользуется широкой популярностью у читателя и зрителя.

Именем Квитки-Основьяненко названа одна из улиц в центре Харькова, прилегающая к Площади Конституции.

Уважаемый посетитель, для того чтобы скачать весь реферат - кликните пожалуйста по рекламе ниже
Категория: Литература | Добавил: dostup
Просмотров: 2387 | Загрузок: 201 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 3.0/2 |
Всего комментариев: 1
1 199526  
0
супер