Главная » Предметы » Литература |
18.01.2009, 11:01 | |||||
8 августа – день памяти Григория Федоровича
Квитки-Основьяненко, писателя, стоявшего у истоков современной украинской
литературы. Он был потомком славного и старейшего дворянского рода Слободской
Украины. Среди его предков – известнейший харьковский полковник Григорий
Семенович Квитка. Квитки имели родственные связи с фамилиями гетмана Данилы
Апостола, Иоасафа Горленко и др. Квитка-Основьяненко и брат его Андрей были
своеобразным Олимпом этого рода. 18 ноября 1778 года в семье харьковского дворянина
Федора Ивановича Квитки родился сын, которого назвали Григорием. С детства
ребенок был слабым и хилым. Из-за золотухи к пятилетнему возрасту мальчик
ослеп. Зрение вновь вернулось к нему после посещения Озерянского храма, что и
поныне стоит на Холодной горе. Юный Квитка увидел свет, идущий от иконы
Озерянской Божией Матери и прозрел. Случай этот оказал на него настолько
сильное влияние, что на двадцать третьем году жизни он решил стать послушником
монастыря. Правда, этому шагу предшествовала военная служба: вахмистром в лейб-гвардии
конном полку, затем до 1796 года при департаменте геральдии, и наконец в чине
ротмистра в Харьковском кирасирском полку. Будучи послушником Куряжского
монастыря, Квитка, одетый в черный смиренный наряд, выполнял различные работы
до 1806 года. После он вновь определился на военную службу по правительственной
комиссии в милицию Харьковской губернии. В 1812 году Г.Ф.Квитка начинает свою общественную
деятельность. В Харькове открывается постоянный общественный театр, директором
которого назначают Григория Федоровича. Имея обыкновение горячо и страстно
браться за любое дело, он до того увлекся театром, что чуть не женился на одной
из его актрис. И хотя директорскую должность в театре ему пришлось оставить
из-за своей активной благотворительной и просветительской деятельности, любовь
к сцене Основьяненко пронес через всю жизнь. Позже это чувство побудило его к
созданию драматических произведений для театра. В 1841 году он напечатал
любопытную и потрясающую "Историю театра в г. Харькове". Будучи ревностным
членом, а позже председателем Благотворительного общества, Григорий Федорович
стал инициатором открытия в Харькове института благородных девиц в 1812 году.
Его стараниями впоследствии также были открыты Кадетский корпус и публичная
библиотека при университете. Свою публицистическую деятельность Квитка начал в
1816 году статьей об институте благородных девиц в "Украинском
вестнике", затем был одним из редакторов этого журнала до 1817 года.
Институт, в учреждении и пропаганде которого Квитка принимал столь живое
участие, сыграл, в свою очередь, немалую роль в его жизни. В 1821 году он
женился на одной из классных дам. В 1817 году, получив на выборах должность
предводителя дворянства, Квитка исполнял свои обязанности в этом качестве до
1829 года. Впоследствии эту должность занял его брат, Андрей Федорович. Общественная, служебная и благотворительная
деятельность Г.Ф.Квитки были отмечены многими наградами, однако широкое
признание принесло ему литературное дарование. Сотрудничая с популярными
столичными журналами, он вел обширную переписку с известными литературными
деятелями: С.Т.Аксаковым, М.П.Погодиным, П.А.Плетневым, В.И.Далем, Ф.А.Кони,
Е.П.Гребенкой, поддерживал дружеские отношения с В.А.Жуковским. С глубоким почтением писал письма Тарасу Григоьевичу
Шевченко. Постоянно следил за литературной жизнью, внимательно читал журналы,
всегда имел суждение о происходивших событиях и, как незаурядная личность,
всегда вызывал большой интерес у собеседников. Примерно с 20-х
годов начинается его литературная деятельность. Одно за другим появляются в
печати его произведения: "Харьковская Ганнуся" (1832),
"Солдатский портрет" (1833), "Шельменко-денщик",
"Дворянские выборы". Прозаические произведения Квитки-Основьяненко на украинском языке делятся на две основных группы: бурлескно-реалистические рассказы и повести и сентиментально-реалистические повести. К первой группе относятся, в частности, юмористические рассказы, а также юмористически-сатирическая повесть "Конотопская ведьма" (1833). Своими лучшими произведениями писатель утверждал реалистическое направление в литературе. Но характерным для многих повестей Квитки является переплетение реального с фантастическим. В частности в таком объединении можно проследить просветительские тенденции. Показательной в этом плане является "Конотопская ведьма". С одной стороны, Квитка ориентируется на фольклорные источники (народные сказки, пересказы), а с другой на достоверные факты жизни. "Конотопская ведьма" – это результат наблюдений Квитки над "современной" действительностью, распространенных рассказов о "ведьмах". Основьяненко один из первых в Украине начал писать народным языком не только о смешном, но и о серьезном. Поэтому появление его прозаических произведений на украинском языке были своевременным продолжением и углублением литературного подвига Котляревского, актом исторического значения, которое доказало зрелость и художественное совершенство украинского языка. Квитка-Основьяненко пришел в украинскую литературу во время ее национального возрождения. Когда читатели наслаждались "Энеидой", охотно цитировали басни Гулака-Артемовского, его баллады, восхищались спектаклями "Наталка Полтавка" и "Москаль-волшебник", молодой Основьяненко, тогда еще Квитка, расправлял крылья для творческого взлета. В 1827 году Основьяненко пишет пьесу "Приезжий из
столицы, или суматоха в уездном городе", которая была напечатана много
позднее, в 1840 году. Пьеса
перекликается со знаменитым гоголевским "Ревизором". Существует даже
версия, что Гоголь знакомился с ней, когда рукописный вариант пьесы находился в
цензурном комитете. Огромной популярностью пользовалась повесть Григория
Федоровича "Маруся". Именно
Квитка-Основьяненко написал песню "Грыцю, Грыцю, до роботы", которая
стала настолько известной, что превратилась в народную - факт высшего
признания. Опираясь на опыт И. Котляревского-драматурга и авторов
интермедий XVIII в., на мотивы народной песенности и юмористики, а главное – на личные наблюдения, Квитка-Основьяненкоа_ создает социально-бытовую
комедию "Сватанье на
Гончаровке" (1835), в которой описывает острый жизненный конфликт:
препятствием бракосочетанию влюбленных Ульяны и Алексея является то, что жених
– крепостной и бедный. Впервые в
украинской литературе специально был поднят крепостной вопрос. Как и "Сватанье на Гончаровке", и сегодня успехом у зрителя пользуется драматическое произведение Квитки-Основьяненко – социально-бытовая комедия "Шельменко-денщик" (1838; написана на русском языке, центральный персонаж Шельменко говорит по-украински). Это комедия в последние десятилетия дважды экранизировалась – такого внимания кино добилось немногие произведения из мировой литературной классики. Замечательный писатель всю жизнь любил театр,
устраивал домашние спектакли, в которых и сам принимал участие, превосходно
играл на флейте, был неплохим композитором. И наряду с этим не оставлял
общественную деятельность на благо родного города. В 1832 году
Квитка-Основьяненко был назначен на должность судьи, а позднее был избран
председателем Харьковской палаты головного суда. Эта должность была последней. Жизнь Квитки-Основьяненко, человека необычайной
скромности и доброты, самоотверженного и привязанного ко всему родному (за всю
жизнь свою далее Харькова и его окрестностей он не выезжал), протекала в
атмосфере семейного счастья, в окружении любящей жены и детей. Долгое время они
проживали в уединенном местечке в южной части Харькова под названием Основа. О
любви писателя к этому месту говорит взятый им литературный псевдоним
Основьяненко. Уже будучи достаточно известным, Григорий Федорович служил
старостой Основьянской церкви, отличаясь доброжелательностью и
непритязательностью. Когда семья Квитки покинула Основу, соседствующую с
целительным сосновым бором, и поселилась в городе, это существенно подорвало и
так слабое здоровье Григория Федоровича. В июле 1843 года он заболел воспалением легких и через
одиннадцать дней, приготовившись к смерти, тихо скончался на руках жены, родных
и близких, среди которых были Н.Ю.Квитка, П.П. Гулак-Артемовский. Когда тело
усопшего выносили из Благовещенского собора, вся Екатеринославская улица (ныне
Полтавский Шлях) была запружена народом. Похоронен он был на Холодногорском
кладбище, с которого открывался чудесный вид на родной город, которому он
посвятил всю жизнь. Квитка был
неординарным человеком: имел потрясающую память, даже на старости лет, питал
постоянную и кажущуюся странной любовь к огню, о чем просил не забыть своих
биографов. Никогда не расставался он с прадедовской золотой цепью, с которой по
легенде было связано памятное событие в жизни его предков. К писательскому
труду относился с великим тщанием – повсюду в доме стояли чернильницы, чтобы в
любую минуту писатель мог зафиксировать появившуюся мысль. Опыт Г.Ф. Квитки-Основьяненко, его лучшие традиции оказались достойным примером для последующих украинских прозаиков – Марка Вовчка, Ю. Федьковича, Панаса Мирного. Творческое достояние первого по времени классика украинской художественной прозы и выдающегося драматурга пользуется широкой популярностью у читателя и зрителя. Именем Квитки-Основьяненко названа одна из улиц в центре Харькова, прилегающая к Площади Конституции.
Категория: Литература | Добавил: dostup | Просмотров: 2387 | Загрузок: 201 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 3.0/2 |
| |
Всего комментариев: 1 | ||
| ||