Главная » Предметы » История |
16.01.2009, 19:54 | |||||
Одновременно с
кочевниками и греками на территории Украины жили праславяне. Праславяне занимали территорию между Днепром и Днестром, Прикарпатьем и Вислой. Их история берет начало со II тыс. до н.э. В письменных источниках древнеславянские племена упоминаются под именем ведов, склавинов, антов. В VII-IX вв. формируются три группы славянских племен: западные, южные и восточные. Восточные славяне распространились на территории Карпат до Оки, от Ладоги до Черного моря. Они образовали 14 больших племенных союзов. На территории современной Украины жили поляне в районе Киева, на Восток от них, на Десне сиверцы, на запад от полян; на Припяти - древляне, в западной современной Волыни - дулебы, в Галичи- белые хорваты, над Бугом и Днестром - тиверцы, там же, ближе к Черному морю - уличи. Славянские села были небольшими, располагались близко друг от друга. Каждая группа имела свой укрепленный град, в котором спасались в случае нападения врагов. В VI - V вв. первобытнообщинный строй у славян интенсивно разлагался: с усовершенствованием орудий и ростом производительности труда, отпала возможность возделывать землю силами отдельных семей - постепенно формировалась соседская община. Торговля и частые войны благоприятствовали обогащению отдельных семей. Появилось имущественное неравенство. Социальное расслоение требовало определенных форм политической организации. Поэтому в I тыс. у славян появились элементы государственности. В VI в. сформировалось крупное объединение антов во главе с "царем" Божем. В конце VI в. сложилось небольшое военно-политическое объединение в Прикарпатье во главе с племенем волынян. Однако у восточных славян больших политических объединений, таких , как антское, вплоть до IX в. не было. Долгое время отсталыми являлись семейно-брачные отношения. Жен либо покупали, либо выкрадывали. Было распространено многоженство. Мужчина имел право убить или продать в рабство жену, детей. Занимались славяне традиционно земледелием, выращивая хлеб, разводя домашних животных. Важную роль играли промыслы - охота, рыболовство. В 1 тыс. началось отделение ремесла от земледелия. Именно к этому времени выделяются три отрасли ремесленного производства: добывание и обработка железа, гончарное и ювелирное производство. Отделение ремесла от земледелия обусловило возникновение постоянной внутренней и внешней торговли, которая носила денежный характер. Сосредоточием торговли становились грады. В рассматриваемый период славяне оставались язычниками. Язычество (политеизм) - религия, признающая многих богов. Сознание людей того времени было в плену ложных представлений о злых и добрых силах природы о возможности воздействия на природу при помощи заклинаний, заговоров, умилостивительных жертв и т. д. Они обожествляли силы природы. Высшее божество - бог солнца Дажбог. Богом грома и молнии являлся Перун. Бог Велес покровительствовал домашним животным. Даже в каждом доме жил свой бог - домовой. По представления славян в лесах хозяйничали лесовики в реках и озерах - водяные и русалки. Славяне верили в загробную жизнь и вместе с умершими хоронили оружие, пищу, убитых лошадей и даже жен, согласившихся добровольно на это. У славян не было ни храмов, ни жрецов, ни идолов. Перуна соорудили в Киеве только в Х в. Постепенно к первой половине первого тысячелетия после Р. X. население южной, средней и северо-западной части великой Русской равнины приобретает славянский, русский характер. Иностранцы — античные историки — называют их склавинами и актами. Северо-западные племена — склавинами (славянами), а юго-восточные — антами. Византийский историк Прокопий сообщает, что cклавины и анты говорят на одном и том же языке. Это же самое подтверждает и готский историк 6-го века Иордан и говорит, что это „великий народ", состоящий из „бесчисленных племен". Об актах академик А. А. Шахматов пишет: "Славяне и Анты — это две отрасли некогда единого племени. Анты — восточная часть этого распавшегося племени. Все что мы знаем об антах с совершенной ясностью ведет нас к признанию их восточными славянами, следовательно, предками русских. По словам академика Грекова, „от истории антов к истории Киевского государства идет непрерывная линия развития. Это одна и та же этническая масса, говорившая на одном языке, веровавшая в Перуна, плававшая на однодревках, сжигавшая рабынь на могиле князя". Академик Державин пишет: "анты не только предки восточных славян, но и создатели всей их культуры. Предшественниками Олега и Игоря были антские князья: Межамир, Издачич, Хвалибуд и неизвестные владельцы приднепровских кладов". Археологические раскопки последних десятилетий дали неопровержимые доказательства наличия славянских поселений на всей территории великой Русской равнины уже в первые века нашей эры. Окрестности Киева, верховья Дона, Волги и Западной Двины, Галиция, Закарпатье, Псков были местами расселения славян, общего происхождения, языка и культуры, что неопровержимо подтверждается тщательным изучением археологических, исторических и лингвистических данных. Эти данные дают нам право утверждать, что за много веков до „призвания варягов" наши предки имели свою культуру и организовали свою жизнь без постороннего руководства. А это утверждение является в то же время и опровержением „нормандской теории". Кроме того теперь установлено, что задолго до „Руси" Рюрика существовали государственные образования, военно-политические союзы, наших предков-антов. Например, объединение волынян с князьями Межамиром и Издаром, боровшихся с аварами. Или объединение племен, живших на реке Рось (правый приток Днепра), под руководством князя Божа, боровшихся с готами. Существует мнение, что именно это объединение послужило ядром, древнерусской народности. Легендарные Кий, Шек и Хорив — основатели Киева, повидимому, были антско-славянскими князьями, а самое основание Киева некоторые историки относят к 430-му году. Все эти данные, число которых непрерывно растет в результате научных исследований, неопровержимо свидетельствуют о существовании организованной жизни наших предков задолго до призвания варягов и о наличии у них своей самобытной культуры. Останавливаться на них подробно не позволяют размеры намеченного труда, а потому все данные о предистории Руси даются в максимально сжатом виде. Анты-славяне
Переходя к жизни наших непосредственных предков славян-антов, сумевших ассимилировать еще в до-Киевский период скифские и сарматские этнические группы, прежде всего надо сказать, что они с незапамятных времен были жителями Европы, как теперь установили новейшие исторические исследования, и ни откуда они в Европу не приходили. Северно-западная группа славянских племен называлась словенами и их поселения распространились далеко вглубь средней Европы, до Эльбы и даже западнее, а также до побережья Немецкого моря и на острове Рюген. Юго-восточная группа славянских племен была известна под общим названием антов и распространилась до Приазовья и берегов Черного моря. Обе группы славянских племен в середине первого тысячелетия нашей эры выдержали тяжелую борьбу за свое национальное существование. Анты — с готами, гунами, аварами, и византийцами, стремившимся распространить свое влияние на земли антов. Словены с германскими племенами. Антам удалось выйти из борьбы победителями, отстоять свою национальность и самобытность и остаться хозяевами на сваей территории — юге и юго-востоке Русской равнины. Другая группа — словены — были частично вытеснены со своих земель агрессивными германскими племенами, частично ими уничтожена или порабощена и национально обезличена. Уцелевшие части этих племен переселились на восток в пределы будущего Киевского государства, основавши здесь новые города и поселения. Так, например, словенское племя, пришедшее из Полабии (района Эльбы) и основавшее там город Любец (Любек в Германии), поселилось у устья реки Десны, при ее впадении в Днепр и основало и тут город Любец (позднее Любечь). Интересные данные о том, что представляли собою славяне периода, предшествовавшего созданию Киевского государства, дает известный немецкий историк Гердер. Он пишет: „Славяне с любовью возделывали землю, занимались разными домашними искусствами и ремеслами, повсеместно открывали полезную торговлю произведениями своей страны, плодами своего трудолюбия. Они построили на берегах Балтийского моря, начиная с Любека, города. Между ними Винета была славянским Амстердамом. На Днепре они воздвигли Киев, на Волхове — Новгород, вскоре сделавшиеся цветущими торговыми городами. Они соединяли Черное море с Балтийским и снабжали северную и западную Европу произведениями Востока. В нынешней Германии они разрабатывали рудники, умели плавить и лить металлы, приготовляли соль, ткали полотно, варили мед, разводили плодовые деревья и вели по своему вкусу веселую музыкальную жизнь. Они были щедры, гостеприимны до расточительности, любили сельскую свободу, но вместе с тем они были покорны и послушны — враги разбоя и грабежа. Все это не избавило их от притеснений со стороны соседей, напротив — способствовало тому. Так как они не стремились к владычеству над миром, не имели жаждущих войн наследственных государей и охотно делались данниками, если только этим можно было купить спокойствие своей страны, то народы, в особенности принадлежащие к германскому племени, сильно погрешили против них. Уже при Карле Великом начались жестокие войны, которые, очевидно, имели целью приобретение торговых выгод и велись под предлогом распространения христианства. Храбрые Франки, конечно, находили более удобным, обратив в рабство прилежный земледельческий и торговый народ, пользоваться его трудами, чем изучать земледелие, торговлю и самим трудиться. То, что начали, Франки, довершили Саксы. В целых областях славяне были истреблены или обращены в крепостных, а земли их разделялись между христианскими епископами и дворянами. Их торговлю на Балтийском море уничтожили северные германцы, Винета была разрушена датчанами, а остатки славян в Германии походят на то, что испанцы сделали из природных жителей Перу"... По свидетельству объективных немецких историков — славяне были щедро одарены эстетическим вкусом, музыкальными и художественными способностями, были они сравнительно высоко-культурны и глубоко нравственны, хотя и не исповедывали христианской религии. Среди них отсутствовала ложь. Они относились к ближнему с истинно христианской любовью. Пленные у них считались наравне с домочадцами и после некоторого времени обязательно вы- пускались на свободу. Сейчас на основании новейших исследований можно утверждать, что наши предки имели и сваю письменность, так называемые „руська письмена". С ними ознакомились св. Кирилл (Константин Философ) во время своего пребывания в Крыму, и, надо полагать, что именно эта „руська письмена" были впоследствии святыми Кириллом и Мефодием положены в основу их алфавитов — „глаголицы" и „кириллицы".
Категория: История | Добавил: dostup | Просмотров: 2120 | Загрузок: 189 | Рейтинг: 1.0/1 |
| |
Всего комментариев: 0 | |