Главная » Предметы » История |
16.01.2009, 19:51 | |||||
Верования славян
испытали большое влияние
как тотемизма, так и анимизма. В верованиях древних славян взаимосвязано жили
одновременно два мира – реальный, человеческий мир и иной мир, населенный божествами
(добрыми и злыми), также душами предков. Иной мир воспринимался с одной
стороны, как очень далекий и труднодостижимый (находящийся под землей или на
небе). А с другой стороны, иной мир мыслился как близкий, часто посещаемый
человеком, как будто это знакомый лес, болото или горы. Хозяином иного мира у
древних славян являлось божество – прародитель. В далекую эпоху, когда основным занятием
славян была охота, они верили, что их прародители – дикие животные. Славяне
считали их могущественными божествами, которым следует поклоняться. У каждого
племени было свое священное животное (тотем). Несколько племен своим предком
считали Волка и почитали его как божество. Во время зимнего солнцестояния все
мужчины этих племен надевали волчьи шкуры, что символизировало превращение в
волков. Это означало общение со звериными предками, у которых просили силы и
мудрости. Волк считался могущественным защитником племени, пожирателем злых
духов. Языческий жрец, совершавший охранительные обряды, также одевался в
звериную шкуру. Образ мира древних славян содержит трехчастную
картину. Земля (средний мир) представлялась покоящейся на трех головах Владыки
преисподней, среди вод океана. В недрах земли, в нижнем мире горит неугасимый
огонь (пекло). Небеса (Верхний мир) простираются над землей несколькими
сводами. На каждом ярусе небес пребывают разные светила и воплощения стихий.
Обитель высших сил в образе мира древних славян – вечно сияющее "седьмое"
небо. Землю окружал Мировой океан, посреди
которого покоится "пуп земли" – священный камень. Чаще всего
описывается, что он лежит у корней священного Мирового древа – дуба на острове
Буян, в центре всего мироздания. Мировое дерево (иногда – Святые горы) древние
славяне считали своеобразной осью, скрепляющей мир. В ветвях древа живут
Солнце, Месяц и звезды, у его корней – Змей. Иногда древо называют Ирий, т. е.
древо блаженной страны Ир. Она лежала на юге, где зимуют птицы и живет Весна. В
самых древних представлениях славян о мире блаженный Ир помещался на дне моря.
Именно там высшие силы решали судьбы людей. Что касается других сторон света, то на
востоке находилась обитель богов, священная страна, а на северо-западе, за
морем – край зимы и смерти. За рекой, очерчивающей границу мира людей (в давние
времена у предков славян такими реками считались Дон и Дунай), лежит иной мир,
прародина людей и обитель душ умерших предков. Туда лежит дорога через край
зимы и смерти, которую суждено после смерти одолеть каждому человеку. Он идет
через непроходимые горы и бурные реки к месту последнего упокоения. Тех, кто
при жизни нарушал нравственные законы и не исполнял должных обрядов, после
смерти ждало наказание. Хозяином языческого леса был Медведь –
самый сильный зверь. Он считался защитником от всякого зла и покровителем
плодородия: с весенним пробуждением медведя древние славяне связывали
наступление весны. Вплоть до XIX в. в некоторых областях сохранялась традиция
держать в доме медвежью лапу как талисман-оберег, который должен был защищать
своего владельца от болезней, колдовства и всевозможных бед. Славяне полагали,
что медведь наделен большой мудростью, почти всеведением: именем зверя клялись,
а нарушивший клятву охотник был обречен на гибель в лесу. Истинное название этого зверя-божества
было столь священным, что не произносилось вслух и поэтому не дошло до нас.
Медведь – это прозвище зверя, означающее "медоед"; в слове "берлога"
сохранился и более древний корень – "бер", т. е. "бурый"
(берлога – логово бера). Довольно долго медведя чтили как священного зверя, и
даже намного позднее охотники все еще не решались произносить и слово "медведь",
а называли его то Михайлом Потапычем, то Топтыгиным, то просто Мишкой. Из
травоядных животных в охотничью эпоху наиболее почиталась Олениха (Лосиха) –
древнейшая славянская богиня плодородия, неба и солнечного света. В
противоположность настоящим оленихам богиня мыслилась рогатой; ее рога были
символом солнечных лучей. Поэтому оленьи рога считались мощным оберегом от
всякой ночной нечисти и прикреплялись либо над входом в избу, либо внутри
жилища. По названию рогов – "соха" – оленей и лосей часто называли
сохатыми. Русские женщины уподоблялись богиням, надевая головной убор с рогами,
сделанными из ткани, – кичку. Отголоском мифов о небесных Лосихах служат
народные названия созвездий Большой и Малой Медведицы – Лось и Лосенок. Среди домашних животных славяне более других
почитали Коня, ведь некогда предки большинства народов Евразии вели кочевой
образ жизни, и в облике золотого коня, бегущего по небу, им представлялось
солнце. Позднее возник миф о боге Солнца, едущем по небу на колеснице. Образ
Солнца-коня сохранился в убранстве русской избы, увенчанной коньком –
изображением одной или двух конских голов на стыке двух скатов кровли в
сочетании со знаком солнца. Амулет с изображением конской головы или просто
подкова, подобно другим солнечным символам, считались могучим оберегом. С течением времени на смену тотемным
божествам пришли боги и духи, обладающие человеческим обликом. К примеру,
леший, считающийся хозяином леса, напоминал человека. Считалось, что он может
вывести из леса заплутавшего путника, но, если его рассердить, может, наоборот,
завести человека в лесную чащу и погубить. С принятием христианства леший, как
и другие духи природы, стал восприниматься враждебно. Божествами влаги и плодородия у славян
были берегини, выливающие на поля росу из волшебных рогов. О них говорили то
как о полудевах-полуптицах, прилетающих с небес, то как о хозяйках колодцев и
ручьев. Позднее берегини трансформировались в русалок. По народным поверьям, в
короткие летние ночи русалки выходят из своих подводных убежищ, качаются на
ветвях, а если встретят мужчину, могут защекотать до смерти либо увлечь за
собой на дно озера. Духи населяли не только леса и воды. Известно немало домашних божеств – доброхотов и
доброжилов, во главе которых стол домовой, живший либо в подпечье, либо в
лапте, повешенном для него на печь. В новый дом домового переносили в горшке с
углями из старой печи, повторяя при этом: " Домовой, домовой, пойдем со
мной!". "Домовой покровительствовал хозяйству: если
хозяева были старательны, к благу прибавлял благо, а за лень наказывал бедой.
Считалось, что с особенным вниманием домовой относился к скотине: по ночам
расчесывал гривы и хвосты коней (а если сердился, то наоборот спутывал шерсть
животных в колтуны), он мог отнять молоко у коров, а мог сделать удой обильным,
он имел власть над жизнью и здоровьем новорожденных домашних животных. Потому
домового старались задобрить. При переезде в новый дом накануне переезда брали С переходом славян к земледелию важную роль в их
верованиях стали играть солнечные (солярные) боги. Несколько столетий одним из
самых почитаемых языческих божеств был Дажьбог (Даждьбог) – бог солнечного света.
Тепла, времени созревания урожая, плодородия вообще. Славяне называли его "Солнце-царь,
сын Сварогов", символами этого бога были золото и серебро. Культ Дажьбога
особенно расцвел в XI – XII вв., в эпоху государственной раздробленности,
сосуществуя с христианством (религия той поры носит название двоеверие). Юный и
прекрасный языческий бог, податель всевозможных благ, в сознании древних людей
был как бы дополнением, "своим", вариантом образа Христа; на
ритуальных диадемах древнерусских княгинь в центре изображался или Дажьбог, или
Христос. О Дажьбоге – Солнце-царе – говорили как о первом
правителе, учредителе календарного счета дней, законодателе. Великого князя
киевского Владимира Святого называли Красным Солнышком (примечательно, что
князь, принесший на Русь христианство, получил языческое прозвище, – это
говорит о том, что в эпоху двоеверия христианские и языческие символы не
разделялись в народном сознании). Дажьбог изображался летящим на колеснице, в которую
запряжены грифоны – собаки с птичьими крыльями, спутники богов плодородия; в
руках бога – ритуальные жезлы с изображением листьев папоротника. Такие жезлы
(тояги) использовали болгарские жрецы во время летних молений о дожде. Хорс, чье имя означает "солнце", "круг",
воплощал в себе движущееся по небу светило. Это очень древнее божество, не
имевшее человеческого облика и представлявшееся просто золотым диском. С
культом Хорса были связаны ритуальный весенний танец – хоровод (движение по
кругу), обычай печь на Масленицу блины, напоминающие по форме солнечный диск, и
катать зажженные колеса, также символизировавшие светило. Спутником богов солнца и плодородия был Семаргл
(Симаргл) – крылатый пес, охранитель посевов, бог корней, семян, ростков. Представление
о Семаргле – защитнике посевов – как о чудесной собаке легко объяснимо:
реальные псы оберегали поля от диких косуль и коз. Женскими божествами плодородия, благополучия,
весеннего расцвета жизни были Лада и Леля. Они подобны безымянным Рожаницам
– спутницам Рода; сопоставление с мифологией других народов позволяет
утверждать, что богини были матерью и дочерью. Лада – богиня брака, изобилия,
времени созревания урожая. К богине обращались с мольбами поздней весной и в
течение лета, приносили в жертву белого петуха. Ладу называли "матерью Лелевой". Леля –
богиня незамужних девушек, богиня весны и первой зелени. Ее имя встречается в
словах, связанных с детством: "ляля", "лялька" – кукла и
обращение к девочке; "люлька"; "лелеко" – аист, приносящий
детей; "лелеять" – заботиться о маленьком ребенке. Особо почитали
Лелю молодые девушки, справляя в ее честь весенний праздник Ляльник: выбирали
самую красивую из подруг, надевали на ее голову венок, усаживали на дерновую
скамью (символ прорастающей молодой зелени), водили вокруг нее хороводы и пели
песни, прославляющие Лелю, затем девушка – "Леля" одаривала подруг
заранее приготовленными венками. К древнейшему земледельческому культу Матери-земли
восходит общеславянское почитание Макоши (Мокоши) – богини земли, урожая, женской
судьбы, великой матери всего живого. Макошь как богиня плодородия тесно связана
с Семарглом и грифонами, с русалками, орошающими поля, с водой вообще – Макоши
поклонялись у родников, в качестве жертвы девушки кидали ей пряжу в колодцы. Макошь
была также богиней женских работ, чудесной пряхой. Мужским божеством плодородия, связанным с нижним
миром, был Велес
(Волос).
Его образ и культ существенно отличались от образа и культа Рода – небесного
бога плодородия. Культ Велеса у славян сильно менялся на протяжении времени. Среди общеславянских богов плодородия особое место
занимают воинственный боги, которым приносились кровавые жертвы, – Ярило и Перун.
Несмотря на глубокую древность, а, следовательно, широкую известность этих
богов, они были мало почитаемы большинством славянских племен из-за своего
воинственного облика. Ярило – бог зерна, умирающего в земле, чтобы
возродиться колосом, – был одновременно и прекрасным, и жестоким. Язычникам он
представлялся юношей на белом коне, в белой одежде, в венке из полевых цветов,
со снопом ржи в одной руке и отрубленной человеческой головой – в другой. Владимир Святославич создал тщательно продуманный
пантеон богов. В летописи сообщается: "Начал княжить Владимир в Киеве
единолично. И поставил идолы на холме вне двора теремного: Перуна деревянного,
а глава его серебряна, а ус злат, и Хорса, и Дажьбога, и Стрибога, и Семаргла,
и Макошь. И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили сыновей своих и
дочерей, и молились бесам…". СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Карамзин Н.М. Предания веков. – Москва, 1988. 2. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. – Москва, 2001. 3. Религии мира. – Москва, 1996.
Категория: История | Добавил: dostup | Просмотров: 1161 | Загрузок: 155 | Рейтинг: 0.0/0 |
| |
Всего комментариев: 0 | |