Главная » Предметы » Этика |
25.04.2009, 20:30 | |||||
Поскольку
общение есть деятельность человека, процесс, в котором он участвует, то при
общении в первую очередь учитываются особенности речевого этикета. Под речевым этикетом понимаются разработанные
правила речевого поведения, система речевых формул общения. По
тому, как человек знает этикет, соблюдает его, судят о нем самом, его
воспитании, общей культуре, деловых качествах. Владение
речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и
уважение. Знание правил речевого этикета, их соблюдение позволяет человеку
чувствовать себя уверенно и непринужденно, не испытывать неловкости из-за промашек
и неправильных действий, избежать насмешек со стороны окружающих. Соблюдение
речевого этикета людьми так называемых лингвоинтенсивных профессий – чиновниками
всех рангов, врачами, юристами, продавцами, работниками связи, транспорта,
стражами порядка – имеет, кроме того, воспитательное
значение, невольно способствует повышению как речевой, так и общей
культуры общества. Но
наиболее важно то, что неукоснительное следование правилам речевого этикета
членами коллектива того или иного учебного заведения, предприятия,
производства, офиса оставляет у клиентов, соучредителей, партнеров
благоприятное впечатление, поддерживает положительную репутацию всей
организации. Речевой
этикет строится с учетом особенностей партнеров, вступающих в деловые
отношения, ведущих деловой разговор: социального статуса субъекта и адресата
общения, их места в служебной иерархии, их профессии, национальности, вероисповедания,
возраста, пола, характера. Речевой
этикет определяется ситуацией, в которой происходит общение. Это может быть
юбилей колледжа, выпускной вечер, посвящение в профессию, презентация,
научная конференция, совещание, прием на работу и увольнение, деловые
переговоры и др. Речевой
этикет имеет национальную специфику. Каждый народ создал свою систему правил
речевого поведения. Знание особенностей национального этикета, его речевых
формул, понимание специфики делового общения той или иной страны, народа
помогают при ведении переговоров, установлении контактов с зарубежными коллегами, партнерами. Любой
акт общения имеет начало, основную часть и заключительную. Если адресат
незнаком субъекту речи, то общение начинается со знакомства. При этом оно
может происходить непосредственно и опосредованно. По правилам хорошего тона не
принято вступать в разговор с незнакомым
человеком и самому представляться. Однако бывают случаи, когда это необходимо
сделать. Этикет предписывает следующие формулы: ·
Разреши(те) с
вами (с тобой) познакомиться. ·
Я хотел бы с вами
(с тобой) познакомиться. ·
Позволь(те) с
вами (с тобой) познакомиться. ·
Позволь(те)
познакомиться. ·
Давай(те)
познакомимся. ·
Будем знакомы. ·
Хорошо бы
познакомиться. При
посещении паспортного стола, общежития, приемной комиссии учебного заведения,
какого-либо учреждения, конторы, когда предстоит разговор с официальным лицом,
необходимо ему представиться, используя одну из формул: ·
Позвольте
(разрешите) представиться. ·
Моя фамилия
Колесников. ·
Я Павлов. ·
Мое имя Юрий
Владимирович. ·
Николай
Колесников. ·
Анастасия
Игоревна. Если
же посетитель не называет себя, тогда тот, к кому пришли, сам спрашивает: ·
Как ваша (твоя)
фамилия? ·
Как ваше (твое)
имя, отчество? ·
Как ваше (твое)
имя? ·
Как вас (тебя)
зовут? Официальные
и неофициальные встречи знакомых, а иногда и незнакомых людей начинаются с приветствия. В
русском языке основное приветствие – здравствуйте.
Оно восходит к старославянскому глаголу здравствовать,
что означает "быть здравым", т.е. здоровым. Глагол здравствовать в давние времена имел и
значение "приветствовать", о чем свидетельствует текст "Онежской
былины": "Как приходит Илья тут Муромец, а здравствует он князя с княгинею". Следовательно, в основе
этого приветствия содержится пожелание здоровья. Впервые приветствие здравствуй встречается в "Письмах и
бумагах Петра Великого 1688-1701". Наряду
с этой формой распространено приветствие, указывающее на время встречи: · Доброе утро! · Добрый день! · Добрый вечер! Помимо
общеупотребительных приветствий существуют приветствия, которые подчеркивают
радость от встречи, уважительное отношение, желание общения: · (Очень) рад вас видеть (приветствовать)! · Разрешите (позвольте) вас приветствовать. · Добро пожаловать! · Мое почтение. Среди
военнослужащих принято приветствовать словами: · Здравия желаю! По
этому приветствию узнают военных в отставке. Приветствие
часто сопровождается рукопожатием, которое может даже заменять вербально выраженное
приветствие. Однако
следует знать: если встречаются мужчина и женщина, то мужчина должен выждать,
когда женщина протянет руку для пожатия, иначе он только делает легкий поклон. Невербальным
эквивалентом приветствия, когда встретившиеся отдалены друг от друга, служит
поклон головой; покачивание сжатыми в ладонях руками, слегка приподнятыми и
вытянутыми перед грудью вперед; для мужчин – чуть-чуть приподнятая над головой
шляпа. Речевой
этикет приветствий предусматривает и характер поведения, т.е. очередность
приветствия. Первыми приветствуют: ·
мужчина –
женщину; ·
младший (младшая)
по возрасту – старшего (старшую); ·
младшая по
возрасту женщина мужчину, который
значительно старше ее; ·
младший по
должности – старшего; ·
член делегации –
ее руководителя. Начальным
формулам общения противостоят формулы, используемые в конце общения. Это формулы
расставания, прекращения общения. Они выражают: ·
пожелание: Всего вам доброго (хорошего)! До свидания; ·
надежду на новую
встречу: До вечера (завтра, субботы).
Надеюсь, мы расстаемся ненадолго. Надеюсь на скорую встречу; ·
сомнение в
возможности еще раз встретиться; понимание, что расставание будет надолго: Прощайте! Вряд ли удастся еще раз
встретиться. Не поминаете лихом. После
приветствия обычно завязывается деловой разговор. Речевой этикет
предусматривает несколько зачинов, которые обусловлены ситуацией. Наиболее
типичны три ситуации: 1) торжественная; 2) скорбная; 3) рабочая, деловая. Перечисленные зачины не всегда
переходят в деловое общение, иногда ими разговор и заканчивается. В
повседневной деловой обстановке (деловая,
рабочая ситуация) также используются формулы речевого этикета. Например,
при подведении итогов учебного года, при определении результатов участия в
выставках, при организации различных мероприятий, встреч возникает
необходимость кого-то поблагодарить или, наоборот, вынести порицание, сделать
замечание. На любой работе, в любой организации у кого-то может появиться
необходимость дать совет, высказать предложение, обратиться с просьбой,
выразить согласие, разрешить, запретить, отказать кому-то. Немаловажным
компонентом речевого этикета является комплимент. Тактично и вовремя сказанный,
он поднимает настроение у адресата, настраивает его на положительное отношение
к оппоненту. Комплимент говорится в начале разговора, при встрече, знакомстве
или во время беседы, при расставании. Комплимент всегда приятен. Опасен только
неискренний комплимент, комплимент ради комплимента, чрезмерно восторженный
комплимент. Комплимент относится к внешнему виду, свидетельствует об отличных
профессиональных способностях адресата, его высокой нравственности, дает общую
положительную оценку: ·
Вы хорошо
(отлично, прекрасно, превосходно, великолепно, молодо) выглядите. ·
Вы (так, очень)
обаятельны (умны, сообразительны, находчивы, рассудительны, практичны). ·
Вы хороший
(отличный, прекрасный, превосходный) партнер (компаньон). ·
Вы умеете хорошо
(прекрасно) руководить (управлять) людьми, организовывать их. Литература Самоукина
Н.В. Психология профессиональной деятельности. – СПб.:
Питер, 2004. –224 с.
Категория: Этика | Добавил: dostup | Просмотров: 2178 | Загрузок: 209 | Рейтинг: 4.0/2 |
| |
Всего комментариев: 0 | |