Главная » Предметы » Экономика |
27.04.2009, 19:02 | |||||
В настоящее время одними из ведущих аргументов у
критиков правительства Виктора Януковича являются обвинения в попытках широко
использовать элементы государственного регулирования экономики. Причем, критики
правительства имеют самое смутное представление о сущности, как свободного
рынка, так и государственного регулирования рыночных процессов. Скорее, вся аргументация сводится к ассоциативным
попыткам запугать широкие слои населения самим понятием "государственное
регулирование", связать его с "социалистическим планированием",
то есть всячески дискредитировать саму возможность государственного
регулирования экономики Украины. Однако мировой опыт государственного
регулирования рыночных отношений свидетельствует об обратном. Мир давно отошел
как от свободного рынка, так и от жесткой директивной экономики. В современных
условиях важное значение приобретают методы государственного регулирования. Это
определяется как средой развитой рыночной экономики, так и процессами, которые происходят
в экономике. Мировой опыт имеет разнообразные модели государственного влияния на экономику.
Интересен опыт Японии и других
стран Восточной Азии, где экономическая
система выступает фактически как государственно управляемая. Необычайный экономический расцвет Японии изображается
чудом. Япония доказала миру, что нищета может быть уничтожена в очень короткое
время. Японский пример дает другим странам надежду, он может быть источником
воодушевления для других стран. Даже не смотря на различие культур и условий основные
проблемы в большинстве стран одинаковые. Проще говоря, экономическое развитие
означает производство большей массы товаров при ограниченных ресурсах, в чем
японцы явно преуспели. Японская модель государственного регулирования экономики характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения от роста производительности труда. Благодаря этому достигается снижение себестоимости продукции и повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Для повышения предпринимательской активности государство не осуществляет контроль за имущественным расслоением. Существование такой модели возможно при высоком развитии национального самосознания, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные материальные жертвы ради благосостояния страны. При этом государство регулирует экономику и его роль постепенно возрастает. Иногда считают, что в Японии ослаблена
роль государства в регулировании экономики и развитии социально-трудовых
отношений. Действительно, поверхностный взгляд на опыт этой страны вроде бы
подтверждает сказанное. Государство, например, не является напрямую субъектом
трипартизма и социального партнерства. Однако более глубокий анализ японского
опыта свидетельствует об обратном – государственное влияние присутствует везде
и во всем. Другое дело (и это японские традиции), формы, методы и механизмы
влияния государства на экономику незаметны, ненавязчивы,
эластичны и оригинальны. Такой инструмент государство использует при
регулировании проблем занятости, найма, оплаты труда и т.д. Промышленный
потенциал страны весьма высок. На долю Японии приходится около 12% мирового
производства промышленной продукции. Государству
принадлежит более трети основных производственных фондов, 20% валового
национального продукта производится по государственным заказам. В Японии на
госпредприятиях трудятся около 9% занятых в народном хозяйстве. Для Японии характерно централизованное индикативное
планирование экономики с элементами директивности в планах социально-экономического
развития страны. Японская индустрия не выступает в одиночку. Она прочно
опирается на помощь своего правительства, поддерживая с ним тесные связи через
Министерство Внешней Торговли и Промышленности (МВТП). В функции этого
министерства входит определение особо приоритетных отраслей и оказание им
помощи в осуществлении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
В экономических достижениях Японии заслуга государственного регулирования такая же весомая, как и заслуга предпринимателей. Сейчас в правительственном аппарате фактически концентрируется интеллектуальная элита нации, которая становится мозговым центром экономической системы. В Японии государственный аппарат вбирает в себя много
образованных и одаренных молодых людей. Если еще учесть, что наибольшим
престижем в правительстве пользуются министерства экономического профиля, можно
получить некоторое представление о том, какие таланты привлекает к себе МВТП.
Хотя оно и допускает некоторые ошибки, в целом его воздействие на японскую индустрию
оказалось просто поразительным. Когда Япония приступила после войны к восстановлению
своего хозяйства, ее правительство определило автомобильную, сталелитейную,
химическую, судостроительную промышленность и машиностроение в качестве
приоритетных отраслей. Иными словами, судьба японского хозяйства не была
поставлена в зависимость от свободной игры рыночных сил. Экономика Японии хоть и не построена на системе
всеобъемлющего планирования, однако, имеет систему ориентиров и приоритетов,
позволяющую правительству и промышленности сотрудничать в достижении своих
национальных целей. В результате японская автоиндустрия была взлелеяна целым
рядом стимулов: государственными займами, сокращением сроков амортизации,
помощью в области НИОКР, протекционистскими мерами против импорта и запрещением
иностранных инвестиций. Под комплексным воздействием всех этих мер, японская
автомобильная промышленность прошла путь от годового выпуска в 100.000 машин в
середине 50-х до 11 миллионов теперь. Таким образом, отработанная бюрократическая машина координирует и направляет хозяйственное развитие через функциональные и линейные экономические системы. Государство является главным распорядителем ключевых отраслей промышленности. В процессе модернизации в Японии были национализированы такие ведущие секторы экономики, как почтовая служба, телефонная и телеграфная связь и железные дороги. Государство также строило корабельные, металлургические и станкостроительные цеха и заводы и управляло ними. В других отраслях правительство обеспечивало техническую и финансовую поддержку частной инициативе. Правительство Японии сыграло и далее играет важную роль в развития японской экономики. Послевоенное развитие японской промышленности облегчалось благодаря правительственным дотациям и льготным займам. Для стимулирования экономического роста широко использовались фискальные и монетарные средства. Чтобы оказывать содействие повышению уровней сбережений и инвестиций и накоплению капиталов, а также внедрению новых изделий и технологий, применялись специальные налоговые льготы. В Японии и сейчас, через 40-45 лет после завершения формирования корпоративного звена промышленности, полного развертывания рыночных отношений и конкуренции, в составе правительства действуют 20 управляющих органов по решению проблем промышленной политики. Среди них: отделы промышленной структуры, промышленных финансов, руководства размещением промышленности, промышленной инфраструктуры, промышленных льгот и условий, промышленной статистики и т.п. Экономическим
планированием в Японии занимается орган, который так и называется "Управление
экономического планирования". В нем активно участвуют представители
финансовых групп и корпораций. Парламент ни в разработке, ни в утверждении
планов участия не принимает. Здесь считают, что планирование хозяйства должно
быть делом тех, в чьих руках реально находится хозяйство. В этом смысле
планирование строго централизованное: совет корпораций и групп планирует свое
будущее. Планы принимаются группами и корпорациями к неуклонному исполнению: санкции
за нарушение пойдут не от государства, а от "своих", что значительно
больнее. Разрабатываются
планы двух видов – общегосударственные и отраслевые. Цель общегосударственных
планов – обеспечить определенные темпы роста. Для достижения этой цели план намечает
по каждой отрасли объем капиталовложений, которые должны делать сами
корпорации. Цель отраслевых планов – ликвидировать слабые места японской
экономики, т.е. обеспечить рост тех частей хозяйства, которые не могут обойтись
без государственной помощи. Если общегосударственные планы обеспечиваются
частными инвестициями, то отраслевые – государственными. Япония обладает значительным
научно-техническим потенциалом среди стран Северо-Восточной Азии. При этом
достижениями в сфере высоких информационных технологий и соответствующей
конкурентоспособной индустрии японская экономика обязана в значительной степени
эффективной целенаправленной государственной политике, конкретным мерам и
решениям правительства Японии. Государственная поддержка
национальных и частных фирм, исследовательских институтов, университетов,
лабораторий и ученых заключается не столько в представлении им субсидий и
льготных кредитов, сколько в создании условий и механизмов реализации
интеграции совместных, полезных всем усилий, направленных на разработку
новейших технологий и стимулирование производства компьютеров новейших
поколений. Таким образом, приведенный опыт свидетельствует о богатой практике использования государственного регулирования рыночной экономики развитыми странами, в частности Японии.
Категория: Экономика | Добавил: dostup | Просмотров: 5094 | Загрузок: 540 | Рейтинг: 4.6/5 |
| |
Всего комментариев: 0 | |