Главная » Предметы » Экономика |
27.04.2009, 18:48 | |||||
Организационно-управленческие принципы
мотивации труда Мотивы или мотивации – это побуждения к действию. Побуждения бывают
наследственно закрепленные и приобретенные на основе опыта. Их можно также
подразделить на внутренние побуждения (мотивы) и внешние (стимулы). Внутренние
мотивы порождаются самим организмом (человек по утрам пробуждается ото сна, в
определенное время испытывает потребность в пище, к нужному времени идет на
работу). Внешние являются следствием чьего-то воздействия. Человек не начинает
действовать пока не появится мотивация к этому действию. Что касается трудовой
деятельности, то мотивы бывают различные. Нам необходимо сконцентрировать
внимание на мотивах деятельности человека как существа социального,
общественного. В этом аспекте целесообразно употреблять термин
"стимулирование". Что касается ранней истории развития человечества, там преобладали
естественно-психологические мотивы деятельности: появлялась потребность кушать
и человек начинал действовать; становилось холодно – возникал мотив к новому
действию. Короче говоря, возникала потребность и побуждала человека к
действию. Отсюда следует вывод, что чем шире круг потребностей, тем разнообразнее
мотивы к действию. С появлением государства, последнее берет под свой контроль
мотивы человеческой деятельности. Так, рабовладельческое и феодальное
государство в качестве главного мотива к труду используют юридическую
зависимость, капитализм изобрел экономические принципы мотивации труда, социализм
привнес свои модификации в мотивацию труда. Побуждения к труду можно
классифицировать по-разному. Относительно изучаемой проблемы представляется
целесообразным рассматривать организационно-управленческие,
социально-экономические и морально-психологические принципы мотивации труда. Организационно-управленческие связаны с тем, что любой предприниматель
– государство, фирма или частное лицо, – начиная дело, думает о том, какие
использовать активизации трудовых усилий работников. При этом
предусматривается, чтобы труд функционировал с наибольшей отдачей. Современный
уровень развития общественного производства требует развития следующих
организационных методов использования труда работников. Прежде всего, речь
должна идти о более широком привлечении трудящегося населения к различным
формам управленческой деятельности; о расширении сферы профессиональной
деятельности работников (движении смежников, совмещении профессий и т.д.);
обеспечении большей автономности и ответственности работников за порученное
дело; налаживании производственной ротации труда, т.е. смены профессий с целью
снижения его монотонности; создании автономных рабочих групп и делегировании
им определенного круга прав по распределению служебных обязанностей, контролю
за качеством продукции и распределением финансовых ресурсов; создании и
функционировании "профессиональных команд", "кружков
качества", призванных стимулировать труд и инициативу работающих. Широко практикуется в современных развитых странах создание
самоуправляемых рабочих групп (бригад или команд). Они позволяют осуществлять
значительные мероприятия по улучшению качества изделий. Экономическая выгода
от рабочих или команд состоит в повышении гибкости трудового процесса, росте
производительности труда и степени удовлетворенности работой. Кроме того, этим
группам передается ряд функций, ранее осуществляемых мастерами. Речь идет о
составлении графиков выполнения трудовых процессов; распределении рабочих заданий
между членами команды; составлении графиков получения нужных материалов,
инструментов, заготовок; контроле за качеством выполняемых работ. В деятельности бригад, как отмечают менеджеры, есть и негативные
моменты. Это связано с возникновением в данном случае обособленности
производственных ячеек друг от друга. В бригаде формируется свой групповой
экономический интерес, но расслабляются, а иногда и противопоставляются связи и
интересы с другими звеньями производства. В то же время и отказаться от
бригадной организации труда невозможно, так как это нарушает организационную целостность
производства. Очень динамично развиваются на современном производстве "кружки
качества". Особенно бурное развитие они получили в японской промышленности
в 60-70-е гг. С их помощью значительно возросла конкурентоспособность японских
товаров на международном рынке. Для современных "кружков качества"
характерно то, что они не ограничивают свою деятельность исключительно заботой
о качестве выпускаемой продукции, но усиленно занимаются рационализацией
производственных процессов, улучшением условий труда, повышением квалификации
работников, проблемами роста производительности труда. Японский рабочий в
среднем в год подает 27рационализаторсих предложений, в то время как в
американской экономике одно рацпредлоджение приходится на 35 рабочих. Следует
также учитывать, что средний эффект от рацпредложения японского рабочего
составляет 5 тыс. дол. Выше на японских предприятиях и
организационно-управленческая культура. Здесь один мастер приходится в среднем
на 200 рабочих, а в американской промышленности один мастер – на 10
работающих. Значительные усилия
предпринимаются в настоящее время по распространению "кружков
качества" в американской экономике. На отдельных фирмах в период с
середины 70-х до середины 80-х гг. число "кружков качества"
подскочило в десять раз и более. Американские фирмы начали активно привлекать
служащих к управлению производством, разрабатываются программы их деятельности.
С этой целью создаются управленческие комитеты, деятельностью которых
руководит администрация фирм совместно с профсоюзами. Социально-экономические факторы
мотивации труда Основной формой мотивационной деятельности служит заработная
плата. Она может выступать как
повременная и как сдельная. В нашей стране ее уровень регулируется количеством
и качеством вложенного в производство труда. Дополняющими мотивационными
средствами являются премии и вознаграждения по итогам работы за квартал, год
или разовые вознаграждения. Размер заработной платы в рыночных экономиках
обычно регулируется следующими моментами: уровнем оплаты труда, выплачиваемой
конкурентами за такой же объем работы, сложившимся в стране уровнем жизни,
системой государственного регулирования в этой области, а также финансовым
положением самой фирмы. По итогам года фирма может распределить между
работниками часть полученной прибыли. Обычно на эту часть доплаты могут
претендовать работники с большим стажем работы. Зарубежные корпорации в целях
стимулирования рационализаторской деятельности практикуют выплату
вознаграждения лицам, внесшим рацпредложение. В основе мотивационной деятельности зарубежных фирм обычно лежит
принцип иерархии потребностей, которая имеет свою структуру. Более низкие
потребности должны быть удовлетворены в первую очередь, затем удовлетворяют
вторичные, третичные потребности. Теория иерархии потребностей была обоснована
американским психологом Абрахамом Маслоу. Низшую группу образуют так называемые
базисные, или физиологические потребности. Они вызываются нуждой, голодом или
жаждой и удовлетворяются посредством выплаты заработной платы, оплаты труда за
сверхурочную работу. Вторую группу
образует потребность в безопасности, которая гарантируется пенсионной
системой, страхованием, социальными гарантиями, членством в профсоюзах и т.д.
Третью группу образуют потребности в социально-экономической принадлежности.
Сюда следует относить ощущаемую работником связь с фирмой, отношение к ее делам,
членству в клубах фирмы и т.д. А. Маслоу называл четвертую группу потребностью
в самоуважении и относил к этой группе стремление в достижении чего-либо, в
признании коллективом качеств и достижений работника в чем-либо. Пятую группу
образуют потребности в самореализации: реализация собственных возможностей и
способностей, понимание со стороны других работников и руководителей
производства и т.д. А. Маслоу выделял две группы факторов удовлетворенности трудом. Прежде
всего, это так называемые внутренние факторы или "подлинные, мотиваторы. К
ним он относил признание труда, содержание труда, достижения в труде,
продвижение по службе, ответственность, творческое развитие личности. Еще им
назывались внешние, или "гигиенические" факторы, куда входили:
социально-трудовая политика компании, стиль работы управляющих, условия труда,
занимаемая должность, уровень заработной платы, характер взаимоотношений в
коллективе, гарантия занятости. Потребности должны развиваться и совершенствоваться, а следом за ними
совершенствоваться и мотивы или побуждение к труду. В основе этого лежит
развивающийся на базе научно-технического прогресса процесс "обогащения
труда". Это происходит за счет того, что, во-первых, каждая работа
становится значимой. Она предъявляет к работнику повышенные требования, что
позволяет ему мобилизовать свои способности. Одновременно она имеет
определенную завершенность, чтобы приносить чувство удовлетворения. Во-вторых,
выполнение работы наполняется ответственностью за ее результативность. Вместе с
тем ответственность включает в себя свободу действий в области планирования
рабочих функций, выбора способов выполнения, независимость от мелочной опеки.
В-третьих, должна быть обратная связь: работник должен чувствовать, что
результатом его труда интересуются руководители фирмы или непосредственный
начальник. Жизненные мотивы людей по отношению к труду зависят от возраста и пола.
Исследователями обычно выделяются следующие возрастные группы для определения
их мотивационных склонностей. Возрастная группа работников до 20 лет. Представители
данной группы населения отличаются отсутствием устойчивой трудовой и
экономической позиции. Здесь еще только идет процесс как выбора альтернатив
трудовой, профессиональней карьеры, так и приобретения навыков трудового
поведения. На этой основе формируются более или менее обоснованные жизненные
мотивы поведения. Но главное состоит в том, что здесь, с одной стороны, идет
осознание ограниченности наличных сил и возможностей, а с другой стороны,
складывается понимание необходимости мобилизации ресурсов для удовлетворения
запросов и осуществления поставленных целей. Таким образом, доминантой
мотивационной сферы личности на этой ступени человеческой зрелости является
поиск оптимальных путей и вариантов трудовой карьеры с учетом осознания и
осмысления первоначальных итогов трудового опыта, уровня и качества накопленных
знаний, умений, навыков. Возрастная группа работников от 20 до 30 лет. Образ характеризуется
непосредственным вхождением в этап социальной зрелости, который базируется на
устойчивых и долгосрочных интересах и потребностях. Для нее характерна
ориентация на выполнение определенного вида трудовой деятельности, в котором
выражен подлинный или формальный интерес к тем или иным компонентам
производственного процесса; осознание конкретного временного масштаба, в
котором поэтапно формируется профессиональная и жизненная перспектива личности,
что позволяет ей распределять и регулировать свои физические, интеллектуальные
ресурсы в процессе жизни. Возрастная группа 30-50 лет. На этом этапе
достигнута такая степень зрелости, которая характеризуется интенсивным
использованием профессионального, духовного опыта. В этом возрасте
концентрируется наиболее развитый и дееспособный работник, берущий на себя
максимальную ответственность и несущий огромные нагрузки, занимающий лидирующее
положение в структуре общественного производства. Возрастная группа 50–60лет и старше. В целом она
характеризуется постепенным снижением деловой и жизненной активности, но в
этой группе работников можно выделить самостоятельные подгруппы. Так, здесь
имеется категория лиц с прогрессивно понижающейся энергетической активностью.
У них формируется установка на выход из сферы интенсивной трудовой
деятельности, чему способствует не столько частичная иди даже полная потеря
работоспособности, сколько чисто социально-психологические факторы, связанные с
потерей интереса к работе. В названной возрастной группе есть подгруппа с относительно устойчивым
психофизиологическим потенциалом, ориентированная на длительное сохранение
своего квалификационного и должностного статуса. Имеется также подгруппа
работников с сильным волевым потенциалом, богатым производственным опытом,
включенная, как правило, в наиболее сложные сферы трудовой деятельности,
связанная с реализацией организационно-управленческих функций, принятием
наиболее трудоемких профессиональных решений. Их жизненная перспектива в максимальной
степени идентифицирована с трудовым профессиональным развитием. Все названные
особенности и черты возрастной спецификации работников необходимо учитывать в
процессе мотивации их к труду. В мотивационной деятельности необходимо также учитывать особенности
женского труда. Проследить это лучше на иерархической пирамиде потребностей А.
Маслоу. Что касается первой степени потребностей, она одинакова как для мужчин,
так и для женщин. Но на второй степени могут появиться различия. Если поставить
вопрос о том, всех ли женщин в одинаковой степени интересует вопрос о
сохранении рабочего места, ответ будет неоднозначен. В большей степени это
затрагивает тех женщин, которые вносят существенный вклад в бюджет семьи, но в
меньшей степени тех, у которых бюджет семьи в основном формируется за счет
доходов мужа. Третий принцип А. Маслоу, как известно, отражает стремление
человека к принадлежности к той или иной социальной группе населения, что
обеспечивает чувство защищенности и социальное признание. И здесь женщины могут
реагировать по-разному, причем эта реакция у них выражена ярче, чем у мужчин.
Если женщины чувствуют себя социально защищенными, счастливы в браке, то они
придают меньше значения своим отношениям с коллегами по работе. Для мужчин
обычно важнее внесемейные группы людей. Если обратиться к четвертой степени иерархии потребностей А. Маслоу, то
стремление к престижу и признанию у разных женщин проявляется по‑разному.
Женщина, удачно вышедшая замуж, может вообще не ощущать потребности выделяться
среди коллег. Но в иной ситуации она может страстно стремиться к повышению
своей квалификации, чтобы на работе признали ее социальный статус. Может
случиться, что такая женщина будет просто пытаться доказать своему мужу, что
может без него сделать хорошую карьеру. Незамужняя женщина нередко изо всех
сил стремится к тому, чтобы на работе добиться должного признания, особенно,
когда считает свое незамужество серьезным изъяном. Высшей степенью иерархии потребностей у А. Маслоу выступает стремление
человека к самовыражению, а это типично женский мотив. Так что мотивация
женского труда требует специфического не только экономического, но и
морально-психологического подхода. Морально-психологический климат
как средство мотивации труда Моральные и психофизиологические
факторы в современном производстве приобретают особую значимость. Это связано,
главным образом, с той высокой степенью интенсивной напряженности
расходования умственной и физической энергии, которых требует от человека
научно-техническая революция, а также социальные преобразования в общественной
жизни. Среди моральных факторов наибольшую значимость имеют уровень
сотрудничества Моральные факторы проявляются через складывающееся в коллективе
сотрудничество работников, которое может регулироваться принципами
добровольности, когда работники сами, без внешнего воздействия вступают в
отношения, и принципами принудительности. Уровень морального состояния коллектива может быть оценен тем, как
работники этого трудового коллектива относятся к дисциплине труда на
производстве. Дисциплина чаще обусловлена характером, технологического
процесса. Главным в оценке состояния дисциплины является отношение работников
к соблюдению и
выполнению ее принципов. Психологические факторы
тесно связаны с профессиональной деятельностью работников, внедрением в
производство достижений техники и технологии. Теория "человеческих
отношений" возникла в США в 20-е гг. прошлого столетия. Инициатором ее
был психолог Элтон_Мойо. Он с успехов провел эксперимент на предприятиях фирмы
"Вестерн электрик". Успех состоял в том, что Э. Мэйо предложил
повысить интенсивность труда неэкономическими методами. Он подчеркнул, что в
группе работников наряду с формально
регламентированными существуют неформальные отношения, на основании которых в
ней появляются свои неофициальные лидеры и устанавливаются определенные нормы
поведения, которых придерживаются все члены группы. Поэтому администрация
должна учитывать психологию малых групп и найти подход к неформальному лидеру
группы. Таким образом был сделан шаг в теоретическом осмыслении производственной
роли работников. Теория "человеческих отношений" отказалась от биологического
и механического подходов тейлоровского "научного руководства". Она
выдвинула задачу внедрения методов обращения с работником как
"социально-психологическим существом" с целью повышения интенсивности
труда. Исходя из этого, теория "человеческих отношений" предложила
учитывать психологические особенности отдельных социальных групп; использовать
традиции с целью формирования у работников особого духа компании, идти на
контакты и неофициальные отношения между рабочими и служащими, с капиталистами
и администрацией; привлекать внутрипроизводственную печать и систему
общественной информации для освещения успехов на рабочих местах. Теория "человеческих отношений" создала очередной после
тейлоризма и фордизма виток в усилении интенсификации труда и росте его
производительности. Однако и она не решила проблемы отчужденности труда:
увеличились прогулы, текучесть кадров, снижалось качество продукции. В этих
условиях ученые привлекли внимание общественности к экономическим, социальным
и психологическим издержкам тейлоризма и фордизма. Они заменили "человека
экономического" на "человека социального", показав важность
морального стимулирования, группового
коллективизма, социально-психологического климата в трудовом коллективе.
Начали формироваться отдельные течения, положившие в основу роста
интенсификации труда гуманистические принципы, на базе которых в последующем
сформировалась теория "гуманизации труда". Представители данной
теории исходили из концепции работника как "человека
самореализующегося". Американский
психолог Ф. Герцберг, использовав идеи своих предшественников о развитии
человеческих потребностей и тезис о том, что рабочий не ленив изначально, как
это утверждал Тейлор, а способен к инициативе и творчеству, сделал ряд выводов
и новых рекомендаций по активизации человеческого труда. В основу его теории
была положена идея о существований двух групп факторов удовлетворенности работников:
гигиенических – условия труда, оплата, климат отношений подчинения, ведущих к
спокойной удовлетворенности, и активных стимуляторов – содержательность труда,
возможность профессионального роста, никогда не удовлетворяемая полностью, а
поэтому постоянно стимулирующая работника, потребность в личном развитии.
Реальное воплощение в жизнь теории
"гуманизации руда" осуществлялось в тех странах, где в наибольшей
степени проявлялась современная научно-техническая революция. В странах Востока
это была Япония, на американском континенте – США, странах Западной Европы –
Германия, Швеция, Испания, Франция, Англия. Прогресс этой теорий связывался с
выдвижением в качестве первоочередных требований гарантий рабочих мест, устранения
или сглаживания проблем безработицы; необходимым стало создание условий для
внедрения организационно технических достижений научно-технической революции и
их приспособление к физическим и интеллектуальным возможностям работника. Шел
быстрый процесс совершенствования техники безопасности и охраны здоровья, а
также структуры рабочего времени; повышалась содержательность труда на основе
модернизации конвейера и расширения творческих функций труда рабочих. В
понятие "гуманизация" входило расширение социальных прав трудящихся в
производстве и вне его, совершенствование профотбора, подготовка и повышение
квалификации, совершенствование методов нормирования и оплата труда; расширение
системы социально-бытового обеспечения трудящихся на предприятии; увеличение
продолжительности свободного времени и изменение стиля управления, куда входило
широкое привлечение трудящихся к управлению, передача отдельных функций
руководства рабочим, повышение степени информированности работников о делах
предприятия и даже участие их в высшем
органе управления компаний – совете директоров. Таким образом, "гуманизация труда" может быть понята в узком
смысле слова как внедрение новых форм организации трудового процесса за счет
его наполнения более творческим и разнообразным содержанием, и в широком
смысле слона, включая внедрение групповых принципов производственной
деятельности, как совершенствование подготовки и повышения квалификации
производственного и управленческого персонала, проблемы стимулирования
трудовой мотивации, включение всех работников в процесс принятия решений по
улучшению техники и качества продукции. Вместе с тем эволюция теории "гуманизации труда" также обнаруживает
ограниченность, неспособность решить задачу искоренения
низкоквалифицированного труда. Масштабы практики "гуманизации труда"
пока невелики: в основном она внедряется верхушкой монополистического капитала,
берущей на себя инициативу поиска новой классовой стратегии, риск
экспериментов и финансовых затрат, средний бизнес под влиянием НТР только начинает
включаться в процесс, мелкий – в нем не участвует В итоге "гуманизация труда" стала лишь очередным этапом
рационализации труда, когда все больше прибыли извлекается и человеческого
интеллекта, энергии, физических и духовных сил.
Категория: Экономика | Добавил: dostup | Просмотров: 1215 | Загрузок: 147 | Рейтинг: 0.0/0 |
| |
Всего комментариев: 0 | |