Главная » Предметы » Экономика |
25.04.2009, 20:44 | |||||
4.
Определение предпринимательской деятельности, ее признаки, принципы и виды Опыт передовых стран мира убедительно свидетельствует,
что в современных условиях предпринимательство – это наиболее
прогрессивная система ведения хозяйства
независимо от социально-экономического устройства общества. Предпринимательская
деятельность, или предпринимательство, – это инициативная, самостоятельная
деятельность лиц или предприятия, направленная на получение прибыли или личного
дохода, осуществляемая на свой риск и под свою имущественную ответственность. Предпринимательство допускается в любой отрасли
хозяйственной деятельности, не запрещенной законом: промышленности, сельском
хозяйстве, торговле, бытовом обслуживании, юридической, издательской,
банковской и консультационной деятельности, в сфере операций с ценными бумагами
и т. д. Основу предпринимательской деятельности составляет та
или иная форма собственности: частная, акционерная, государственная,
кооперативная. Субъектами предпринимательской деятельности выступают физические
лица (собственники и наемные работники), фирмы, государственные институты.
Предпринимательством могут заниматься и отдельные граждане, и коллектив людей,
и государство. Отсюда два основных вида предпринимательства: индивидуальное и
коллективное. Первым и наиболее важным для понимания характерным
признаком предпринимательства является констатация индивидуального характера
предпринимательской деятельности. Предпринимательство – это всегда результат
частной инициативы, свободной от непосредственного государственного
вмешательства. Предпринимательство предусматривает разработку и осуществление
экономического проекта, большей частью независимого от государственного
управления и финансирования, автономного в плане поиска необходимых средств.
Это могут быть собственные средства одного или нескольких предпринимателей или
одолженные средства (кредиты), возвращение которых планируется после завершения
производственного или торгового цикла и получения рассчитанной прибыли. 20.
Сущность закона "О предприятиях в Украине" Для определения статуса предприятий на территории Украины в 1991 году был принят Закон Украины "О предприятиях в Украине". Согласно этого Закона предприятием в Украине признается самостоятельный хозяйствующий уставной субъект, который имеет права юридического лица и осуществляет деятельность (производственную, научно-исследовательскую и коммерческую) с целью получения соответствующей прибыли. В Украине могут создаваться предприятия таких видов: · частное предприятие (основывается на собственности физического лица); · коллективное предприятие (основывается на собственности трудового коллектива предприятия); · хозяйственное общество (к нему относятся: акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, полное общество, коммандитное общество); · предприятие, которое основано на собственности объединения граждан; · коммунальное предприятие, основанное на собственности соответствующей территориальной общины; · государственное предприятие (основывается на государственной собственности), в том числе казенное предприятие. Закон предоставляет предприятиям право создавать филиалы, представительства, отделения и прочие обособленные подразделения. При этом предприятие утверждает положения о них и предоставляет право открывать текущие и расчетные счета. Одновременно Закон разрешает предприятиям объединяться в: ассоциации; корпорации; консорциумы; концерны; другие объединения предприятий по отраслевому, территориальному и другим принципам. Закон устанавливает перечень источников, из которых может формироваться имущество предприятия. Закон устанавливает, что при осуществлении хозяйственной и другой деятельности предприятие имеет право по собственной инициативе принимать любые решения, которые не противоречат законодательству Украины. Согласно Закону предприятие может быть ликвидировано или реорганизовано. 28.
Организации и их структуры Организацией называют отдельную фирму как производственную единицу, представляющую собой единый целостный организм. Организационная структура – это целостная система, специально разработанная таким образом, чтобы работающие в ее рамках люди могли наиболее эффективно добиться поставленной перед ними цели. По мере разрастания организации людям сложнее ориентироваться, от кого они должны непосредственно принимать указания. На этом уровне, для того чтобы организация могла действовать успешно, работа по управлению должна быть четко отделена от неуправленческой работы, т.е. организации должны назначать руководителей и определять круг их обязанностей и ответственности. Управление предприятием осуществляется на базе определенной организационной структуры. Структура предприятия и его подразделений определяется предприятием самостоятельно. При разработке организационной структуры управления, необходимо обеспечить эффективное распределение функций управления по подразделениям. Структура управления может изменяться во времени в соответствии с динамикой масштабов и содержания функций управления. Между отдельными подразделениями могут быть вертикальные и горизонтальные связи. Вертикальные связи – это связи руководства и подчинения, например связь между директором предприятия и начальником цеха. Горизонтальные связи – это связи коопераций равноправных элементов, например связи между начальниками цехов. Известны три основные системы управления производством: линейная; функциональная; смешанная. Линейная представляет собой схему непосредственного подчинения по всем вопросам нижестоящих подразделений вышестоящим. Это система достаточно проста и может быть эффективна, если не велико число рассматриваемых вопросов. Функциональная система представляет собой схему подчинения нижестоящего подразделения ряду функциональных подразделений, решающих отдельные вопросы управления – технические, плановые, финансовые и т.п. Наиболее распространена смешанная система, в которой сочетается линейная и функциональная системы. В этом случае решения, подготовленные функциональными подразделениями рассматриваются и утверждаются линейным руководителем, который передает их, подчиненным подразделениям. 34.
Виды власти Для того, чтобы руководить, необходимо влиять, а чтобы
влиять – необходимо иметь основу власти. Власть может
принимать разнообразные формы. Френч и Рэйвен, исследователи в области власти и
лидерства (руководства), разработали удобную классификацию основ власти.
Согласно их классификации, имеется пять основных видов власти. 1. Власть,
основанная на принуждении. Исполнитель верит, что влияющий имеет возможность
наказывать таким образом, который помешает удовлетворению какой-то насущной
потребности, или вообще может сделать какие-то другие неприятности. 2. Власть,
основанная на вознаграждении. Исполнитель верит, что влияющий имеет возможность
удовлетворить насущную потребность или доставить удовольствие. 3. Экспертная власть.
Исполнитель верит, что влияющий обладает специальными знаниями, которые
позволят удовлетворить потребность. 4. Эталонная власть
(власть примера). Характеристики или свойства влияющего настолько
привлекательны для исполнителя, что он хочет быть таким же, как влияющий. 5. Законная власть.
Исполнитель верит, что влияющий имеет право отдавать приказания, и что его или
ее долг – подчиняться им. Он или она исполняют приказания влияющего, так как
традиция учит, что подчинение приведет к удовлетворению потребностей
исполнителя. Поэтому законную власть очень часто называют традиционной властью.
Законная власть бывает действенна тогда, когда подчиненный повинуется указанию
руководителя только потому, что он или она стоит на более высокой ступеньке
организационной иерархии. Все руководители пользуются законной властью, потому
что им делегированы полномочия управлять другими людьми. 49. Сущность и причины конфликтов. Типы конфликтов,
управление конфликтами Конфликт – это
отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть
конкретными лицами или группами. Причинами конфликтов могут служить:
неправильное или несправедливое распределение ресурсов; различие целей; плохая
структуризация; различные представления и ценности членов коллектива и групп;
различия в манерах и стилях поведения и руководства; возрастные проблемы;
половые проблемы; этнические и межнациональные проблемы; проблемы различных
уровней образования и культуры; плохие организационные коммуникации;
неправильная ориентация руководителей; организационные факторы. К структурным методам управления конфликтом относятся:
приказы, распоряжения, директивы и т.д.; методы "разведения"
участников конфликта по ресурсам, целям, средствам труда и т.д.; методы
"страхования" от конфликтов (через создание резервных запасов
финансовых и материальных средств); методы объединения участников конфликта;
методы с использованием интеграционных механизмов (антикризисные комитеты,
введение постов заместителей, кураторов, координаторов и т.д.). Существуют четыре
основных типа конфликта: внутриличностный конфликт, межличностный конфликт,
конфликт между личностью и группой и межгрупповой конфликт. Литература 1. Бреддик У. Менеджмент в организации: Учебное пособие.
– М.: Инфра-М, 1997. 2. Гаєвський Б. А. Основи науки управління: Навч.
посібник. – К.: МАУП, 1998. 3. Кривцов А. С. Предпринимательство как тип хозяйствования. – Х.,
2005.
Категория: Экономика | Добавил: dostup | Просмотров: 1420 | Загрузок: 141 | Рейтинг: 0.0/0 |
| |
Всего комментариев: 0 | |