Главная » Предметы » Экономика |
01.02.2009, 18:22 | |||||
1. Виды конкуренции Важнейшим фактором в
рыночной экономике является дух соперничества. Он в значительной степени
определяет формы хозяйственной деятельности людей. Наиболее яркое проявление
соперничества – конкуренция. Конкуренция – это
экономическое состязание изготовителей одинаковых товаров на рынке за
привлечение как можно большего числа покупателей и получение благодаря этому
максимальной выгоды. Конкуренция – важное
средство контроля в рыночной системе. Рыночный механизм предложения и спроса
доводит пожелания потребителей до предприятий-изготовителей продукции, а через
них – и до поставщиков ресурсов. Однако именно конкуренция заставляет
предприятие-изготовитель и поставщиков ресурсов надлежащим образом
удовлетворять эти пожелания потребителей. Конкуренция вызывает расширение
производства и понижение цены продукта до уровня, соответствующего издержкам
производства. Однако этим не
ограничивается положительное воздействие конкуренции на экономику, ее эффективность.
Конкуренция заставляет предприятия наиболее полно воспринимать
научно-технические достижения, применять эффективные технику, технологию,
современные методы организации производства и труда. В классической
экономической литературе (в частности, в трудах Адама Смита) существует термин "невидимая
рука". Суть его действия в том, что предприятия-изготовители и поставщики
ресурсов, добивающиеся увеличения собственной выгоды и действующие в рамках
остроконкурентной рыночной системы, одновременно, как бы направляемые
"невидимой рукой", способствуют обеспечению государственных,
общественных интересов. При существующей конкурентной конъюнктуре предприятия
используют наиболее экономичную комбинацию ресурсов для производства данного
объема продукции, поскольку это отвечает их частной выгоде. Вместе с тем, такое
использование ресурсов отвечает и интересам общества. В итоге концепция "невидимой
руки" приводит к тому, что если предприятия максимизируют свою прибыль,
общественный продукт также максимизируется. Конкуренция бывает
следующих видов: - по состоянию
рынка: регулируемая; совершенная; несовершенная. - по способам
соперничества: ценовая; неценовая Совершенная (свободная) конкуренция основана на частной
собственности и хозяйственной обособленности. Она предполагает, что на рынке
имеется множество независимых фирм, самостоятельно решающих, что создавать и в
каких количествах. Совершенная конкуренция является также условием
формирования рыночного механизма, образования цен и самонастройки экономической
системы через достижение равновесного состояния, когда эгоистические побуждения
отдельных индивидов к получению собственной экономической выгоды обращаются на
благо всего общества. Нетрудно видеть, что ни один реальный рынок не
удовлетворяет всем перечисленным условиям. Поэтому схема совершенной
конкуренции имеет в основном теоретическое значение. Однако она является ключом
к пониманию более реальных рыночных структур. И в этом ее ценность. Несовершенная конкуренция существовала всегда, но особенно обострилась в
конце XIX – начале XX в. в связи с образованием монополий. Термин "монополия" в буквальном
смысле означает единственного продавца товара, но в современных условиях он
используется для обозначения различных видов рыночных ситуаций, характерных для
несовершенной конкуренции. Монополия – исключительное
право производства, промысла, торговли и других видов деятельности,
принадлежащее одному лицу, определённой группе лиц или государству. Это
означает, что по своей природе монополия – прямая противоположность совершенной
конкуренции. С
учётом охвата экономики выделяются: 1. Чистая
монополия (один продавец, доступ на рынок закрыт, полный контроль над
ценой); 2. Абсолютная
монополия (находится в руках государства или хозяйственных органов). В
зависимости от причин возникновения различают следующие виды монополий: 1. Естественная монополия - ею
обладают собственники и организации, владеющие редкими и невоспроизводимыми
ресурсами, а также отрасли инфраструктуры (общественный транспорт и т.д.). 2. Легальные
монополии, образующиеся на законном основании (патенты и т. д.) 3 Искусственные
монополии. Под этим названием имеется в
виду объединение предприятий, создаваемое ради получения монополистических
выгод. Ценовая
конкуренция
происходит, как правило, путём искусственного сбивания цен на данную
продукцию. При этом широко используется ценовая дискриминация, которая имеет
место тогда, когда данный продукт продаётся по разным ценам и эти ценовые
различия не оправданы различиями в издержках. Ценовая дискриминация возможна
при трёх условиях: 1. Продавец должен быть монополистом или
обладать некоторой степенью монопольной власти; 2. Продавец должен быть способен выделять покупателей в группы,
которые имеют разную покупательскую способность; 3. Первоначальный покупатель не может перепродавать товар или услугу. Ценовая дискриминация наиболее часто
применяется в сфере услуг (врачей, адвокатов, гостиниц и т.д.), при оказании
услуг по транспортировке продукции; при реализации товара, который не поддаётся
перераспределению с одного рынка на другой (транспортировка скоропортящихся
продуктов с одного рынка на другой). Неценовая конкуренция проводится, главным образом, посредством
совершенствования качества продукции и условий её продажи,
"сервизации" сбыта. Повышение качества может осуществляться по двум
основным направлениям: первое – совершенствование технических характеристик
товаров; второе – улучшение приспособляемости товара к нуждам потребителей.
Неценовая конкуренция посредством улучшения качества продукции получила название
конкуренции по продукту. Этот вид конкуренции основывается на стремлении
захватить часть отраслевого рынка путём выпуска новых товаров, которые либо
принципиально отличаются от своих предшественников, либо представляют
модернизированный вариант старой модели. Конкуренция, основанная на повышении
качества, имеет противоречивый характер. С одной стороны, повышение качества
служит способом скрытого снижения цен и расширения сбыта; с другой – качество –
это субъективная оценка, которая открывает возможность фальсификации качества
путём рекламы и красивой упаковки. Неценовая конкуренция путём сбыта продукции
получила название конкуренции по условиям продаж.
Этот вид конкуренции основывается на улучшении сервиса обслуживания покупателя.
Сюда входит воздействие на потребителя через рекламу, совершенствованье
торговли, установление льгот по обслуживанию покупателей после приобретения
товара, т.е. в процессе его эксплуатации. Таким образом, конкуренция представляет собой
соперничество, состоящее между участниками рыночной экономики за приобретение
наиболее благоприятных условий своего хозяйствования. Формы такого
соперничества могут быть самые различные, однако существует объективная
потребность не только глубокого познания закономерностей и условий зарождения
этого соперничества как формы движения капитала, бизнеса, но и установления
границ, сдержек этих форм движения хозяйственной деятельности. Рыночная конкуренция за выживание и экономическое процветание
между предпринимателями принимает более цивилизованную форму, если эта борьба
подчиняется регулированию со стороны общества в лице государства. 2.
Защита от недобросовестной конкуренции Государство законодательно обеспечивает свободу
конкуренции между предпринимателями, защищает потребителей от проявлений
недобросовестной конкуренции и монополизма в любых сферах предпринимательской
деятельности (статья 15 закона Украины "О
предпринимательстве" от 07.02.91 г.). Антимонопольное законодательство в Украине формировалось
постепенно. Принятию специальных нормативных актов в этой сфере предшествовало введениее отдельных антимонопольных
требований в законах Украины "О предпринимательстве", "О предприятиях
в Украине", "О хозяйственных обществах". Тем не менее этого было
явным образом недостаточно для проведения эффективного антимонопольной политики
и защиты зарождающейся конкуренции. ......
Категория: Экономика | Добавил: dostup | Просмотров: 2810 | Загрузок: 255 | Рейтинг: 5.0/1 |
| |
Всего комментариев: 0 | |