Наш опрос

Где вы учитесь?
Всего ответов: 4696

Полезная реклама

Форма входа

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Каталог готовых работ

Главная » Предметы » Экономика

Экономическая сущность торгового предприятия
27.01.2009, 19:52

Хозяйственным кодексом Украины, предприятие определяется как "самостоятельный субъект хозяйствования, создан­ный компетентным органом государственной власти или местного самоуправления, или иными субъектами для удовлетворения общественных и личных потребностей путем систематического осуществления производственной, научно-исследователь­ской, а также предпринимательской деятельности, в порядке, предусмотренном Кодексом и иными законами" (ст. 62).

В науке существует две точки зрения относительно определения понятия предприятия. Одни авторы в это понятие вкладывают, кроме эконо­мического, еще и юридический критерий или даже только юридический. Именно так определяет понятие предприятия отечественный законодатель. Другая точка зрения исходит из того, что предприятие – категория экономическая, и поэтому нельзя относить к его обязательным признакам те или иные правовые ка­чества.

Определение предприятия как экономической категории не означает понима­ния его как объекта права – имущественного комплекса. Ныне действующее украинское законодательство не содержит указания на то, что предприятие может быть объектом права, то есть просто суммой основных и оборотных фондов, хотя при приватизации нередко оценивается просто имущество.

Законодательство иностранных государств нередко придерживается именно такого определения понятия предприятия. Определение предприятия как совокуп­ности средств производства, рабочей силы и идеальных благ восходит к далеким временам и содержится в ряде работ зарубежных авторов. Известно, что не только средневековье знало и внедряло в правовые дисциплины понятие о пред­приятии как о социальном и юридическом единстве. Специальное значение пред­приятию как сочетанию орудий производства и рабочей силы придавалось и в более отдаленные времена.

В настоящее время административная и экономическая самостоятельность предприятия вообще и торгового в частности обусловлены законодательством и означают, что предприятие самостоятельно принимает решение, сколько продукции производить и как ее реализовать, как распределять полученный доход.

Основными характерными чертами торгового предприятия являются производственно-техническое единство, выражающееся в общности процессов продажи товаров; организационное единство – наличие единого руководства, плана; экономическое единство, проявляющееся в общности материальных, финансовых ресурсов, а также экономических результатов работы.

Деятельность предприятия упорядочивают многочисленные юридические акты, основными из которых являются: Хозяйственный кодекс Украины, устав предприятия и коллективный договор, регулирующий отношения трудового коллектива с администрацией предприятия.

Обобщающим показателем финансовых результатов хозяйственной деятельности торгового предприятия является прибыль (доход), порядок использования которой определяет собственник.

Торговое предприятие самостоятельно определяет фонд оплаты труда без ограничения его роста со стороны государственных органов, минимальный размер оплаты труда наемных работников (не может быть меньше черты малообеспеченности, устанавливаемой законодательством Украины), устанавливает формы, системы и размеры оплаты труда и другие виды доходов работников.

Предприятие самостоятельно осуществляет планирование деятельности и определяет перспективы развития, исходя из спроса на производимую продукцию. Основу планов составляют договоры, заключенные с потребителями продукции, работ, услуг, и поставщиками материально-технических ресурсов.

Вопросы социального развития, включая улучшение условий труда, жизни и здоровья членов трудового коллектива и их семей, решаются трудовым коллективом с участием собственника в соответствии с уставом предприятия, коллективным договором и законодательными актами Украины.

Таким образом, торговая фирма – это хозяйственная организация, созданная специально для того, чтобы продавать рынке товары ради зарабатывания прибыли своим владельцам.

Более точно, следует говорить о торговой фирме как об организации, обладающей следующими признаками:

1) она создана для продажи товаров;

2) она покупает или арендует факторы производства и комбинирует их в процессе продажи товаров;

3) свои товары она продает индивидуальным покупателям, другим фирмам или иным организациям;

4) ее владельцы хотят получать для себя доход от продажи товаров или услуг в форме прибыли.

И если хозяйственная организация отвечает всем этим трем признакам, то чем бы она ни занималась – продажей металла и угля, продажей садовых домиков или продажей цветов - перед нами торговая фирма. И именно логику и сущность деятельности таких организаций мы и попробуем исследовать.

Главная причина возникновения фирм состоит в том, что они оказались более удобной формой организации производства благ, чем натуральное хозяйство или мелкое домашнее производство. Опыт показал, что создавая все более крупные и специализированные фирмы, можно добиться более рациональной организации производства благ, то есть тратить на эти цели меньший объем ограниченных ресурсов, а главное – сокращать трансакционные (организационно-договорные) затраты.

Трансакционные (организационно-договорные) затраты – это затраты времени, усилий и денег на поиск поставщика ресурсов или услуг, заключение с ним соглашения о ценах и других условиях сделки и контроль за тем, чтобы она была выполнена.

  Торговое предприятие оказывается более выгодным способом организации производства благ, чем использованием только услуг рынка и собственных сил, в силу трех причин:

1) оно создает условия для углубления специализации и повышения на этой основе производительности труда и качества товаров;

2) оно позволяет сокращать трансакционные затраты на организацию производственного процесса;

3) оно дает возможность добиться эффекта масштаба, когда увеличение продажи товаров достигается без увеличения расходования в той же пропорции всех видов ресурсов.

Таким образом, можно считать, что существование торговой фирмы оправданно в том случае, если она помогает людям получать блага с меньшими затратами, чем при иных способах организации такой деятельности. А это означает, что одной из главных проблем деятельности любой фирмы является управление затратами на производство и сбыт своих товаров – фирма должна производить свои товары с затратами, которые будут оправдываться полезностью этих товаров для покупателей. Ведь покупатели приобретают товары именно за их полезность, а затраты фирмы и покрывающие их цены они воспринимают лишь как неизбежную плату за возможность не изготавливать эти товары самостоятельно.

    Эта логика столь проста, но следовать ей украинские фирмы учатся лишь сейчас и учатся очень мучительно. Десятилетия существования в условиях командной системы приучили их к тому, что о снижении затрат можно не особенно заботиться: даже если они будут непомерно высоки по сравнению с реальным качеством товаров, покупатели все равно их купят - других ведь в магазинах просто не будет.

    А теперь, когда на украинский рынок хлынули товары зарубежных фирм, приученных рыночной системой куда более тщательно заниматься управлением своими затратами, украинские предприятия теряют сбыт и находятся на грани закрытия: их товары весьма умеренного качества, но изготовленные с затратами, покрыть которые могут только очень высокие цены, никто покупать не хочет.

Таким образом, само по себе создание торговой фирмы не является залогом коммерческого успеха. Для этого фирма должна суметь решить несколько очень сложных задач:

1) найти товар, на который существует рыночный спрос или суметь создать такой спрос (например, фирма Сони, первая выпустившая компактные магнитофоны - плееры, сумела возбудить в покупателях спрос на этот ранее неведомый им товар и на волне этого спроса заработала огромную прибыль);

2) организовать производство и сбыт товара таким образом, чтобы его качество соответствовало требованиям покупателей, а затраты были меньше, чем его рыночная цена;

3) суметь наладить продажи своего товара, чтобы он не затерялся на фоне продукции конкурирующих фирм, а затраты на сбыт не оказались бы слишком велики.

Мир фирм крайне разнообразен и нестабилен: на рынке постоянно появляются новые фирмы, а прежде существовавшие исчезают в никуда, просто закрываясь. Логика этого процесса проста: - едва на рынке какого-то товара складываются условия для получения повышенной прибыли, как туда устремляются новые фирмы; но удержаться на рынке могут лишь те фирмы, которые успешно решают описанные выше три задачи и потому способны производить товары с устраивающим покупателей соотношением "качество/цена". А те фирмы, которые сбывают товары с затратами, слишком высокими, чтобы добиться такого соотношения качества и цен своих товаров, перестают получать прибыль. Затем они начинают нести убытки; выручка от продаж оказывается меньше суммы затрат и в итоге разоряются и закрываются. Либо переходят на другие рынки, где условия для деятельности лучше.

Уважаемый посетитель, для того чтобы скачать весь реферат - кликните пожалуйста по рекламе ниже
Категория: Экономика | Добавил: dostup
Просмотров: 2826 | Загрузок: 237 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0