Главная » Предметы » Экономика |
27.01.2009, 19:45 | |||||
Внешнеэкономическая деятельность в современных условиях является важной и неотъемлемой сферой хозяйственной деятельности предприятий, организаций, фирм, других участников рыночных отношений, а также государства в целом. Произошедшая в период обретения Украиной независимости переоценка принципов и модельных характеристик экономического развития, изменила представление о международном сотрудничестве. Вне фактора международного сотрудничества практически невозможно добиться решения задач глубокого реформирования воспроизводственного комплекса Украины, вывода страны из кризиса, рационализации экономики. С переходом к рыночной экономике торговые предприятия,
действующие в форме хозяйственных товариществ и обществ, получают полную
хозяйственную самостоятельность. Они сами изучают спрос на товарных рынках,
формируют и обновляют ассортимент товаров, оснащают торговый процесс необходимым
технологическим оборудованием, вступают в хозяйственные связи с другими
предприятиями, продвигают свои товары на рынок и реализуют их, получая прибыль
для дальнейшего развития. Торговые предприятия сами осуществляют свою
внешнеэкономическую деятельность: определяют выгодные для себя зарубежные
рынки, ассортимент экспортной продукции и объем экспорта, вступают в кооперацию
с отечественными и зарубежными фирмами по созданию, производству, сбыту и
техническому обслуживанию экспортируемой продукции, осуществляют расчеты через
систему украинских и зарубежных банков и т.д. Внешнеторговая деятельность – это деятельность по
осуществлению сделок в области внешней
торговли товарами, услугами,
интеллектуальной собственностью
и информацией. Внешняя торговля
товарами – это импорт и (или)
экспорт товаров. Ее объектом является товар, то есть движимое имущество, а
также отнесенные к недвижимому имуществу воздушные, морские суда, суда
внутреннего плавания и смешанного (река – море) плавания и космические объекты,
а также электрическая энергия и другие виды энергии. Внешняя торговля товарами может осуществляться в виде
экспорта и импорта. Экспорт товара – это вывоз товара с таможенной территории
страны без обязательства об обратном ввозе, а импорт товара – ввоз товара на
таможенную территорию страны без обязательства об обратном вывозе. Фирмы стремятся к внешнеторговой деятельности по
разным причинам. Так, в частности, может потребоваться закупка каких-либо
товаров за рубежом по той причине, что нет возможности приобрести данную
продукцию у отечественных производителей. Такая ситуация приводит к
необходимости импорта. Возможна и обратная ситуация – когда фирма имеет товары,
продажа которых за рубежом может оказаться более выгодной, чем в своей стране.
Так проявляется потребность в экспорте. Нередко случается, что фирмы выступают
на внешнем рынке и в качестве торговых посредников между продавцами и
покупателями в разных странах. Принимая решение о выходе на внешние рынки (в форме
экспортной, импортной или иной зарубежной хозяйственной деятельности),
руководство торгового предприятия, фирмы должно сознательно пойти на расширение
выполняемых им функций и провести серьезную подготовительную аналитическую
работу по определению целесообразности и возможной эффективности хозяйственной
деятельности на зарубежных рынках и прежде всего выявить для себя целевые
рынки. В связи с этим оно должно особое внимание обратить на: • анализ причин и мотивов выхода на внешний рынок
вообще и на данный зарубежный рынок в частности; • изучение предпринимательской, прежде всего
маркетинговой, среды и условий работы на зарубежном рынке; • изучение системы государственного регулирования
внешнеэкономической деятельности Украины; • оценку наличия компетентных кадров в области
внешнеэкономических операций на соответствующих зарубежных рынках; • разработку долгосрочных и/или среднесрочных рыночных
стратегий проникновения на зарубежные рынки и составление бизнес-планов
внешнеэкономических проектов. Торговая фирма или организация способна управлять
своей внешнеэкономической деятельностью, а именно: Шесть основных функций управления: •планировать, составляя краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные
планы развития внешнеэкономической деятельности, а также разрабатывая
бизнес-планы для новых внешнеэкономических проектов, предполагающих в том числе
привлечение внешних источников финансирования; • организовывать, формируя организационные подразделения торговой фирмы
для осуществления внешнеэкономических операций, распределяя сотрудников на
участки работы, наделяя их соответствующими функциями, полномочиями и
ответственностью и определяя формы и методы подготовки и реализации
внешнеэкономической деятельности; • координировать и согласовывать задачи и функции внешнеэкономической
деятельности с другими отделами и подразделениями фирмы с целью не допустить
противоречий в решениях и обеспечить слаженность и оптимизацию всей работы; • учитывать результаты и оценивать эффективность
внешнеэкономической деятельности за счет определения прибыльности
внешнеэкономических сделок отдельно по конкретным видам товаров и регионам и в
совокупности по всему номенклатурному ряду поставляемых за рубеж или
импортируемых из-за границы товаров; • контролировать внешнеэкономические операции как в оперативном, так и
в стратегическом режиме, проводя текущий мониторинг за ходом реализации и
контроль за выполнением годовых, среднесрочных и долгосрочных планов
внешнеэкономической деятельности и организуя проведение соответствующих
ревизий, в том числе и по воплощению внешнеэкономических и маркетинговых
стратегий в жизнь; • обеспечить информационную систему обслуживания внешнеэкономической деятельности фирмы
за счет внедрения информационных систем управления, подключение к
соответствующей зарубежной информации через систему Интернет и др., что
позволяет не только иметь четко структурированный банк данных
внешнеэкономической информации, но и использовать возможности проигрывания
ситуаций с помощью готовых или разработанных для данной фирмы компьютерных
программ в целях оптимизации работы на внешних рынках и принятия управленческих
решений на более квалифицированном и обоснованном уровне. Перечисленные выше функции относятся к основным или
общим функциям управления, свойственным любому виду управленческой
деятельности. В то же время управление внешнеэкономической деятельностью на
уровне торговой фирмы включает выполнение и ряда специфических или конкретных
функций. В частности, к ним относятся -
аналитическая
функция по изучению международной рыночной среды и среды отдельных зарубежных
стран и рынков, запросов потребителей зарубежных рыночных сегментов; -
товарно-производственная
функция, предполагающая совершенствование и адаптацию товара к условиям местных
рынков; -
сбытовая функция
по организации сбытовой сети в своей стране и за рубежом для продвижения
экспортных товаров; -
осуществление
ценовой политики, проведение рекламной работы на внешних рынках и т.д. Торговая фирма,
решив выйти на внешние рынки, должна прежде всего определить, на какой именно
из них ей следует выйти и направить свои основные усилия. В этом случае
используются основные критерии сегментации зарубежных стран и их потребителей,
такие, как демографические, природные и географические, экономические и
научно-технические, политико-правовые, социальные, культурные, поведенческие и
др. В то же время при выходе на внешние рынки фирме
приходится использовать и специфические методы сегментации. Во-первых, самый простой, но далеко не всегда
оптимальный метод определения целевого рынка за рубежом – это выявление стран
со спросом на однородные товары. В этом случае можно ограничиться минимумом
дополнительных затрат, поскольку товар не надо модифицировать. Метод основан на
анализе характеристик отдельных стран, а не запросов соответствующих групп
потребителей. Он предполагает высокую степень однородности в пределах отобранных
стран, что встречается довольно редко, и пренебрегает возможностями
существования однородных потребительских сегментов за пределами этих стран,
таким образом искусственно занижая емкость зарубежного рынка сбыта. Во-вторых, конкретный рынок сбыта продукции за рубежом
может быть найден за счет выявления универсального, однотипного сегмента рынка
во всех или большинстве зарубежных стран. Универсальные сегменты представлены
однородными группами покупателей с одинаковыми потребностями в каждой стране.
Это в основном относится к товарам, торговые марки фирм которых широко известны
в мире и имеют высокий имидж. Например, во всех странах имеются группы
потребителей с высоким уровнем дохода, которые обладают высокой компетенцией
как покупатели и пользователи товаров и услуг и ориентируются в своем
покупательском поведении на приобретение товаров престижных фирм, таких, как Mercedes, Nina Richi, Adidas и т.д. Именно этот сегмент можно рассматривать как
универсальный для соответствующей продукции во всех странах. К универсальному сегменту потребителей могут быть отнесены товары
топливно-энергетической группы (газ, электроэнергия и т.д.). В этом случае
также не требуется специального доведения товара, его модификации, поскольку
требования универсального сегмента потребителей на рынке различных стран
однотипны. Одинаковой является маркетинговая программа по продвижению товара на
рынки каждой отдельной страны, что также экономит расходы. И хотя емкость рынка
отдельных сегментов ряда стран может оказаться небольшой, привлекательным
выглядит общий ее объем. Такой способ определения рынка для внешнеэкономической
деятельности дает важные преимущества в плане стабильности имиджа и экономии на
масштабах бизнеса и использования опыта его ведения. Фирма с помощью такого
метода международной сегментации к тому же обеспечивает защиту своих рынков в
разных странах, не позволяя проникать на них конкурентам. В-третьих, методом выбора целевого рынка для
проникновения является поиск различных сегментов в каждой стране, которая могла
бы заинтересоваться нашим товаром. Это наиболее затратный метод. Однако он
позволяет выбрать все имеющиеся емкости спроса на мировом рынке по данному
товару без его модификации и адаптирования к условиям зарубежного рынка. Дело в
том, что один и тот же товар может в разных странах продаваться различным
сегментам. Для организации такого сбыта следует знать особенности запросов
национальных рынков и использовать различные маркетинговые программы: ценовую
политику, типы формирования сбытовой сети, методы политики формирования спроса
и стимулирования сбыта. Следовательно, адаптация происходит не за счет
модификации самого товара, а с помощью поиска соответствующих сегментов рынка
за рубежом и подбора соответствующей ценовой, сбытовой и рекламной работы. В-четвертых, методом международной сегментации и
поиска зарубежного рынка сбыта является поиск рынков с учетом необходимости
модификации (изменения свойств и характеристик) товара, повышения его качества
и т.д. Это требует, как правило, еще более значительного повышения затрат, но в
то же время существенно расширяет перспективы сбыта. Литература 1.
Ноздрева Р. Б.,
Синецкий Б. И., Кормышев В.В. Организация
и управление внешнеэкономической деятельностью фирмы. – М.: ИНФРА-М, 2006. –
314 с.
Категория: Экономика | Добавил: dostup | Просмотров: 2527 | Загрузок: 284 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/2 |
| |
Всего комментариев: 1 | ||
| ||