Главная » Предметы » Экономика |
27.01.2009, 19:42 | |||||
Торговля является одной из важнейших
отраслей народного хозяйства, поскольку она обеспечивает обращение товаров, их
движение из сферы производства в сферу потребления. Ее можно рассматривать как
вид предпринимательской деятельности, связанный с куплей продажей товаров и
оказанием услуг покупателям. В зависимости от цели, с которой
приобретаются товары, торговлю делят на два вида: ·
оптовую
(торговля товарами с последующей их перепродажей или профессиональным
использованием); ·
розничную
(торговля товарами и оказание услуг покупателям для личного, семейного,
домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью). Процесс торговли, то есть процесс купли-продажи товаров является функцией торгового предприятия. Розничные торговые предприятия в условиях функционирования рыночной экономики представляют собой самостоятельное звено торговлей и сферой услуг. Торговая сеть обеспечивает возможность быстро, удобно, с минимальной затратой сил и временем приобретать нужные товары и услуги в условиях свободного выбора и широкого ассортимента, недалеко от места работы и жилья в удобном и нужном количестве.
Розничная торговля товарами ведётся главным образом многофилиальными системами, универсальными и специализированными магазинами. Многофилиальные системы возникли в
середине ХІХ в., когда
немецкая фирма швейных машин "Зингер" открыла свой первый
специализированный магазин в США, затем такие же филиалы в Великобритании. К
1877 ей уже принадлежали в Великобритании 160 однотипных магазинов, а к началу ХХ в. – около 400. К современным многофилиальным системам относятся фирмы, владеющие десятью и более однотипными магазинами, которые особенно развиты в торговле продовольственными, фармацевтическими товарами, обувью и одеждой. В Донецке к таким предприятиям можно отнести сеть супермаркетов "Обжора", "Амстор", "БУМ", магазинов "Быттехника", "АБВ-техника", "Домотехника", "Ева", "Копилка" и др. Наиболее крупные многофилиальные системы в США – "Грейт Атлантик энд Пасификти" (5 тыс. магазинов), "Сейфуэй сторс", "Крогер" (свыше 2 тыс. магазинов каждая); в Великобритании – "Грейт юниверсал сторс" ("ГЮС") (2,8 тыс. магазинов), "Бутс пьюр драг" (1,6 тыс. магазинов), "Эллайд сэплайерс" (3,5 тыс. магазинов). Универсальная торговля осуществляется главным образом универмагами. Она появилась и стала быстро развиваться в конце ХІХ – начале ХХ вв. Большинство универмагов возникло на базе старых специализированных магазинов тканей, готовой одежды. Универмагами называются торговые предприятия, предлагающие широкий и глубокий ассортимент товаров, предоставляющие высокий уровень обслуживания. Универмаг состоит из отделений продающих мужскую, женскую и детскую одежду и аксессуары, домашние украшения и мебель, игрушки и бытовую технику, кухонные принадлежности и всякие мелочи. На долю женской одежды обычно приходиться более половины всех продаж, поэтому женское отделение подразделяется на отделы по размерам (для стройны и полных), назначению (спортивная одежда, деловые костюмы, вечерние платья), стилям жизни (консервативный, традиционный, модный), или возрастам (подростки, взрослые). Каждому отделу отводится специальное место, оснащенное своим кассовым терминалом для учета продаж. В любом отделе есть работники, готовые помочь покупателю в выборе товара. Универмаги зачастую напоминают множество небольших специализированных магазинов, собранных в одном месте. В качестве примера можно привести Донецкий ЦУМ, универмаг "Белый лебедь" и др.
К типу универмагов примыкают магазины стандартных цен. В этих магазинах продавались мелкие дешёвые товары, сгруппированные по признаку цен (одна-две цены на товары). В США они называются "центовки", в Великобритании — "пенсовки". Такие магазины имелись во всех странах Западной Европы. Быстрый рост товарооборота позволил им расширить ассортимент своих товаров, и со временем они превратились в универмаги, где продаются товары массового спроса. Крупные фирмы магазинов стандартных цен: в США (оборот свыше 1 млрд. долларов) – "Вулворт", "Кресдж"; в Великобритании (оборот свыше 300 млн. фунтов стерлингов) – "Вулворт" (дочерняя компания американской фирмы), "Маркс энд Спенсер"; во Франции (оборот св. 3 млрд. франков) — "Призюник". Магазин, торгующий со скидками – это розничный торговец, предлагающий широкий выбор товаров общего профиля, узкий ассортимент, ограниченный выбор услуг. Такие магазины стараются привлечь внимание покупателей с низким и средним уровнем дохода. Как правило, они предлагают общенациональные марки, в меньшей степени, чем универмаги, ориентируются на модные товары. Магазины низких цен имеют возможность взимать меньшую плату за свои товары, так как они предоставляют ограниченный набор услуг, располагаются в местах относительно невысокой платы, да и атмосфера внутри таких магазинов поистине спартанская, основной упор в этих магазинах делается на самообслуживание. Покупатели сами выбирают товары, кладут их в тележки, и везут их к кассам. Продавцы или помощники есть только в тех отделах, где их присутствие совершенно необходимо – там, где производится печать фотографий, продается электронная техника и ювелирные изделия.
И универмаги, и магазины низких цен содержат примерно одинаковое количество товарных единиц, однако последние предлагают менее глубокий ассортимент. По сравнению с универмагами, они обычно предлагают меньше различных марок, размеров и т.д. в каждой товарной категории. Можно также выделить категории товаров, которые продаются только в магазинах, торгующих со скидками, но не в универмагах: инструменты, автомобильные запчасти и принадлежности, спортивный инвентарь, товары для садоводов. Особой формой универсальной торговли без магазина является посылочная торговля. Торговля непродовольственными товарами высоко специализирована. Традиционный специализированный магазин концентрируется на небольшом количестве товарной категории и предоставляет высокий уровень сервиса. Площадь такого магазина не превышает 900 квадратных метров. В отличие от универмагов и магазинов низких цен, специализированные магазины специализируются на узком сегменте рынка. Не отличаясь разнообразием, они славятся глубоким ассортиментом, разобраться в котором помогут высококвалифицированные работники. Именно глубина ассортимента, внимание, добросердечное отношение продавцов и привлекают внимание покупателей. В качестве примера можно привести замечательный книжный магазин "Автограф", магазины "Все для дачи", "1000 мелочей" и др. На предприятия универсальной торговли приходится в среднем 10% товарооборота непродовольственными товарами. Широкое распространение получают магазины сниженных цен (дискаунтс): в США они появились в конце 40-х гг., в конце 60-х гг. на их долю уже приходилась ½ оборота универсальной торговли. В странах Западной Европы первые такие магазины возникли в 60-х гг. К этому же времени относится создание торговых центров. Важное место занимает продажа в кредит. В торговле продовольственными товарами распространены универсамы и супермаркеты, в которых применяются новые методы торговли: самообслуживание, через торговые автоматы. В розничном товарообороте продовольственными товарами значителен удельный вес предприятий массового питания – кафетериев, кафе, закусочных, буфетов. Несмотря на значительную концентрацию торговли, в современных условиях сохраняется многочисленная мелкая торговая сеть. В развитых странах в сфере торговли занята значительная часть трудящихся: в США – свыше 20% самодеятельного населения, во Франции – 16%, в Великобритании – 12%. В Украине в 1994 году была приватизирована основная масса предприятий торговли. Бурно развивалась сеть палаток, ларьков, киосков, появились так называемые мелкооптовые рынки. Внемагазинная розничная торговля касается деятельности, не связанной с использованием традиционных магазинов. Существует три разновидности внемагазинной торговли: прямая розничная торговля, личные продажи и продажи через автоматы. В случае прямой торговли покупатели сначала знакомятся с товаром посредством неличных средств информации, а затем заказывают его по телефону или по почте. В зависимости от используемых средств передачи информации, различаются типы прямой торговли. Торговля по каталогам основана на почтовых услугах, торговля с помощью телевидения происходит на телеканалах, в интерактивной электронной торговле используются компьютеры и кабельное телевидение. Таким неличным способом продаются самые разнообразные товары и услуги.
Литература 1. Иванова Р.Р. Организация торговли продовольственными и непродовольственными товарами. – М.: Вектор, 2005. – 569 с. 2. Щукина Е.Д. Торговое предприятие: организация, кадры, менеджмент. – М.: АСКОР, 2001. – 268 с. 3. Уткин О.Д. Управление бизнесом. – М.: Форум, 2004. – 458 с.
Категория: Экономика | Добавил: dostup | Просмотров: 3542 | Загрузок: 345 | Рейтинг: 3.2/4 |
| |
Всего комментариев: 0 | |