Главная » Предметы » Психология |
16.01.2009, 21:07 | |||||
Память – важнейшая определяющая характеристика
психической жизни личности. Никакое актуальное действие немыслимо вне процессов
памяти, ибо протекание даже самого элементарного психического акта обязательно
предполагает удержание каждого данного его элемента для "сцепления" с
последующими. Без способности к такому "сцеплению" невозможно
развитие: человек оставался "вечно в положении новорожденности" (М.И.
Сеченов). Являясь важнейшей характеристикой всех психических процессов, память
обеспечивает единство и целостность личности. Память первого года жизни С момента рождения и на протяжении всего младенческого
периода жизни начинают закладываться простейшие формы мнемических функций.
Вначале процесс запечатления объекта носит кратковременный характер в пределах
1 секунды. В 3-4 мес. зафиксировано узнавание в сфере зрения и слуха: ребенок
узнает лицо и голос матери, различает предметы, связанные с кормлением. В 5-6
мес. жизни он узнает близких и отличает их от чужих людей. В конце 1-го года
жизни объектом запечатления становятся словесные стимулы. Происходит расширение
круга запоминаемых объектов и вместе с тем удлинение сроков запечатления.
Ассоциативная память лежит в основе образования индивидуального опыта и избирательности
поведения ребенка. Во втором полугодии жизни у младенца начинают образовываться
связи слова и предмета. В 7-8 месяцев при назывании взрослым предмета ребенок
поворачивается к предмету и устремляет на него взор. В 10-11 месяцев он может
выбрать предмет по словесному указанию взрослых. Однако в этом возрасте
указанное умение не является еще сложившейся способностью. В конце первого года
жизни появляется новая форма реакции на название предметов – указательный жест.
В 7-9 месяцев у детей образуются ассоциации слова и собственного действия. Ассоциативная
память к концу первого года жизни проявляется в разнообразных формах, включая
взаимосвязи вербальных стимулов. Память раннего возраста Память раннего возраста представляет собой особый
интерес. Они отличается особой пластичностью: ребенок легко запоминает то, что
происходит с ним и вокруг него. И так же легко воспроизводит. Дети этого
возраста с удовольствием и бесконечное количество раз "читают"
понравившиеся им книжки, цитируют фразы героев сказок – дети действуют по
ассоциации, но могут соединить с контекстом происходящего тот или иной фрагмент
запомнившейся информации. Взрослые ошибочно считают, что память ребенка лучше,
чем у взрослого. Память детей ограничена непосредственно
воспринимаемыми образами, а у взрослого насыщена, опосредована опытом и
мышлением, у детей память непроизвольна – они запоминают обрывки разговоров,
разрозненные события. Запоминание стихотворений основано не на логики действия,
а на ритме. Как правило, такое воспроизведение отличается точностью, но
монотонностью: ребенок читает автоматически. Он может сделать паузу на середине
длинного слова, не заботясь о смысле, для того, чтобы перевести дыхание, затем
продолжает с этого же места. Точность воспроизведения очень важна для ребенка.
Повышенную требовательность ребенок предъявляет и ко взрослому – рассказчику
любимых историй. Если взрослый, желая сократить сказку, чтобы пораньше уложить
ребенка, опускает детали или перескакивает события, ребенок останавливает и
поправляет, указывая на допущенные неточности. Развитие памяти в раннем детстве осуществляется под
воздействием восприятия и подчиняется действию основных законов развития –
неравномерности и гетерохранности. По темпам развития ведущей здесь является
пространственная зрительная память, которая опережает образную и вербальную
память в этом возрасте. К концу второго года жизни появляется произвольная
форма вербального кратковременного запоминания. Правда, запоминание строится на
многократных повторениях, и именно ритм позволяет запечатлеть текст правильно. Память дошкольного возраста Вначале дошкольного возраста развиваются два
функциональных уровня памяти. Первичный уровень – узнавание, более высокий
уровень – воспроизведение. Речевая функция играет основную роль в становлении
памяти, так как название предметов вербализованы, запоминание уже носит
произвольных характер. Собственно, психологические моменты социализации:
вербальность, произвольность, опосредованность – появляются именно в этом
возрасте. В процессе социализации формируется новообразование в
памяти: осмысленный вербальный материал – это новое содержание и новый механизм
произвольного регулирования процесса запоминания и воспроизведения. К концу
дошкольного возраста осваиваются начальные формы произвольного запоминания.
Память становится опосредованной. Для развития произвольности необходима
установка на запоминание. Элементы опосредованного запоминания и логическая
организация материала помогает больше и эффективнее запоминать. Память младшего школьного возраста Память младшего школьного возраста приобретает
произвольный характер. Теперь ребенок осознанно воспринимает мнемическую задачу
– ставит перед собой цель запомнить и прибегает к более сложным способам и
техникам запоминания. Учебная деятельность требует от ребенка управления своей
памятью. Дошкольник запоминает непосредственно, а у младшего школьника
запоминание опосредственно. Этот процесс требует определенного умения. В
отличие от дошкольника, которому доступны в основном простые способы
запоминания, например, многократное механическое повторение, младший школьник
использует разные мнемотехники, и вполне осознанно. Данный уровень развития
располагает к специальному обучению приемам запоминания. Память изменяется
количественно и качественно. Но развитие памяти – процесс неравномерный.
Расцвет вербальной памяти приходится на 7-8 лет, в подростковом возрасте
происходит ослабление вербальной памяти. Но пик развития памяти приходится на
30 лет. По экспериментальным данным, с возрастом способность к заучиванию
возрастает, а прочность падает. Сензитивный возраст для способности к
запоминанию приходится на 8-10 лет. На продуктивность памяти ребенка оказывает влияние
процесс запоминания. Основные характеристики памяти младших школьников: Ø пластичность – пассивное запечатление и быстрое
забывание; Ø избирательный характер – лучше запоминается то, что
нравится, и то, что нужно запомнить скорее; Ø повышается объем памяти, улучшается точность и
систематичность воспроизведения; Ø запоминание начинает все чаще опираться на различные
смысловые связи, память приобретает произвольный характер; Ø память освобождается от плена восприятия, узнавание
теряет свое значение; Ø воспроизведение становится управляемым процессом; Ø сохраняется образный компонент, память тесно связана с
активным воображением. Память в подростковом периоде Память в подростковом периоде развивается в
направлении интеллектуализации. Центральное место начинает занимать анализ
содержания материала, его своеобразия и внутренней логики. Установка на
заучивание материала – тормоз в развитии речи. Под влиянием усложнения
интеллекта изменяется процесс восприятия, памяти, мышления, внимание становится
более управляемым.
Категория: Психология | Добавил: dostup | Просмотров: 1830 | Загрузок: 232 | Рейтинг: 5.0/2 |
| |
Всего комментариев: 0 | |