Наш опрос

Где вы учитесь?
Всего ответов: 4696

Полезная реклама

Форма входа

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог готовых работ

Главная » Предметы » Психология

Память. Возрастные процессы развития памяти человека
16.01.2009, 21:07

Память – важнейшая определяющая характеристика психической жизни личности. Никакое актуальное действие немыслимо вне процессов памяти, ибо протекание даже самого элементарного психического акта обязательно предполагает удержание каждого данного его элемента для "сцепления" с последующими. Без способности к такому "сцеплению" невозможно развитие: человек оставался "вечно в положении новорожденности" (М.И. Сеченов). Являясь важнейшей характеристикой всех психических процессов, память обеспечивает единство и целостность личности.

 

Память первого года жизни

С момента рождения и на протяжении всего младенческого периода жизни начинают закладываться простейшие формы мнемических функций. Вначале процесс запечатления объекта носит кратковременный характер в пределах 1 секунды. В 3-4 мес. зафиксировано узнавание в сфере зрения и слуха: ребенок узнает лицо и голос матери, различает предметы, связанные с кормлением. В 5-6 мес. жизни он узнает близких и отличает их от чужих людей. В конце 1-го года жизни объектом запечатления становятся словесные стимулы. Происходит расширение круга запоминаемых объектов и вместе с тем удлинение сроков запечатления. Ассоциативная память лежит в основе образования индивидуального опыта и избирательности поведения ребенка. Во втором полугодии жизни у младенца начинают образовываться связи слова и предмета. В 7-8 месяцев при назывании взрослым предмета ребенок поворачивается к предмету и устремляет на него взор. В 10-11 месяцев он может выбрать предмет по словесному указанию взрослых. Однако в этом возрасте указанное умение не является еще сложившейся способностью. В конце первого года жизни появляется новая форма реакции на название предметов – указательный жест. В 7-9 месяцев у детей образуются ассоциации слова и собственного действия. Ассоциативная память к концу первого года жизни проявляется в разнообразных формах, включая взаимосвязи вербальных стимулов.

 

Память раннего возраста

Память раннего возраста представляет собой особый интерес. Они отличается особой пластичностью: ребенок легко запоминает то, что происходит с ним и вокруг него. И так же легко воспроизводит. Дети этого возраста с удовольствием и бесконечное количество раз "читают" понравившиеся им книжки, цитируют фразы героев сказок – дети действуют по ассоциации, но могут соединить с контекстом происходящего тот или иной фрагмент запомнившейся информации. Взрослые ошибочно считают, что память ребенка лучше, чем у взрослого.

Память детей ограничена непосредственно воспринимаемыми образами, а у взрослого насыщена, опосредована опытом и мышлением, у детей память непроизвольна – они запоминают обрывки разговоров, разрозненные события. Запоминание стихотворений основано не на логики действия, а на ритме. Как правило, такое воспроизведение отличается точностью, но монотонностью: ребенок читает автоматически. Он может сделать паузу на середине длинного слова, не заботясь о смысле, для того, чтобы перевести дыхание, затем продолжает с этого же места. Точность воспроизведения очень важна для ребенка. Повышенную требовательность ребенок предъявляет и ко взрослому – рассказчику любимых историй. Если взрослый, желая сократить сказку, чтобы пораньше уложить ребенка, опускает детали или перескакивает события, ребенок останавливает и поправляет, указывая на допущенные неточности.

Развитие памяти в раннем детстве осуществляется под воздействием восприятия и подчиняется действию основных законов развития – неравномерности и гетерохранности. По темпам развития ведущей здесь является пространственная зрительная память, которая опережает образную и вербальную память в этом возрасте. К концу второго года жизни появляется произвольная форма вербального кратковременного запоминания. Правда, запоминание строится на многократных повторениях, и именно ритм позволяет запечатлеть текст правильно.

 

Память дошкольного возраста

Вначале дошкольного возраста развиваются два функциональных уровня памяти. Первичный уровень – узнавание, более высокий уровень – воспроизведение.

Речевая функция играет основную роль в становлении памяти, так как название предметов вербализованы, запоминание уже носит произвольных характер. Собственно, психологические моменты социализации: вербальность, произвольность, опосредованность – появляются именно в этом возрасте.

В процессе социализации формируется новообразование в памяти: осмысленный вербальный материал – это новое содержание и новый механизм произвольного регулирования процесса запоминания и воспроизведения. К концу дошкольного возраста осваиваются начальные формы произвольного запоминания. Память становится опосредованной. Для развития произвольности необходима установка на запоминание. Элементы опосредованного запоминания и логическая организация материала помогает больше и эффективнее запоминать.  

 

Память младшего школьного возраста

Память младшего школьного возраста приобретает произвольный характер. Теперь ребенок осознанно воспринимает мнемическую задачу – ставит перед собой цель запомнить и прибегает к более сложным способам и техникам запоминания. Учебная деятельность требует от ребенка управления своей памятью. Дошкольник запоминает непосредственно, а у младшего школьника запоминание опосредственно. Этот процесс требует определенного умения. В отличие от дошкольника, которому доступны в основном простые способы запоминания, например, многократное механическое повторение, младший школьник использует разные мнемотехники, и вполне осознанно. Данный уровень развития располагает к специальному обучению приемам запоминания. Память изменяется количественно и качественно. Но развитие памяти – процесс неравномерный. Расцвет вербальной памяти приходится на 7-8 лет, в подростковом возрасте происходит ослабление вербальной памяти. Но пик развития памяти приходится на 30 лет. По экспериментальным данным, с возрастом способность к заучиванию возрастает, а прочность падает. Сензитивный возраст для способности к запоминанию приходится на 8-10 лет.

На продуктивность памяти ребенка оказывает влияние процесс запоминания.

Основные характеристики памяти младших школьников:

Ø      пластичность – пассивное запечатление и быстрое забывание;

Ø      избирательный характер – лучше запоминается то, что нравится, и то, что нужно запомнить скорее;

Ø      повышается объем памяти, улучшается точность и систематичность воспроизведения;

Ø      запоминание начинает все чаще опираться на различные смысловые связи, память приобретает произвольный характер;

Ø      память освобождается от плена восприятия, узнавание теряет свое значение;

Ø      воспроизведение становится управляемым процессом;

Ø      сохраняется образный компонент, память тесно связана с активным воображением.

 

Память в подростковом периоде

Память в подростковом периоде развивается в направлении интеллектуализации. Центральное место начинает занимать анализ содержания материала, его своеобразия и внутренней логики. Установка на заучивание материала – тормоз в развитии речи. Под влиянием усложнения интеллекта изменяется процесс восприятия, памяти, мышления, внимание становится более управляемым. 

Уважаемый посетитель, для того чтобы скачать весь реферат - кликните пожалуйста по рекламе ниже
Категория: Психология | Добавил: dostup
Просмотров: 1830 | Загрузок: 232 | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 0