Главная » Предметы » История |
18.01.2009, 11:10 | |||||
Историография – это история исторической науки в целом, а также совокупность исследований, посвященных определенной теме или исторической эпохе, или совокупность исторических работ, обладающих внутренним единством в идеологическом или национальном отношении (например, марксистская историография, французская историография). Также, научная дисциплина, изучающая историю исторической науки. Для рассмотрения истории Украины в контексте европейской и мировой истории используется периодизация, включающая древнюю историю, средние века, новую и новейшую историю. Предполагается также и другая периодизация, более подробная, учитывающая особенности истории Украины и становление украинской государственности, базирующаяся на национальном принципе: исторические периоды соответствуют характерным этапам бытия и политико-социальным формам развития, созданным украинским народом. 1. период - древняя история - до IX в.,
2. период - княжеский - до XIV в., 3. период - литовско-польский - до
середины XVII в., 4 период - казацко-гетманский - до 17б4 г., 5 период -
имперский - до В древности ещё до появления письменности исторические представления и некоторые элементы исторических знаний существовали у всех народов в изустно передаваемых сказаниях и преданиях, в родословных предков. Возникновение классов и государства расширило потребность в исторических знаниях, а появление письменности позволило приступить к их накоплению. В раннеклассовых обществах были подготовлены некоторые условия для развития исторического познания (например, разработаны различные системы летосчисления), возникли первые записи исторического содержания: исторические надписи (царей, фараонов), погодные записи событий и др. Огромное влияние на описание и истолкование исторических событий оказывала религия. Все исторические события объяснялись "волей богов". Такие исторические представления закреплялись в "священных книгах" (например, в Библии). Наиболее распространёнными формами исторических сочинений наряду с агиографической (житийной) литературой были анналы, "всемирные истории" – обзоры всемирной истории от "сотворения мира". Средневековые авторы, как правило, видели лишь внешнюю связь явлений в виде их хронологической последовательности, отсюда характерная форма исторических сочинений с погодной записью событий – анналы, русские летописи (наиболее известный из ранних русских летописных сводов – "Повесть временных лет"). Постепенно происходило усложнение исторического повествования. На смену примитивным анналам приходят более сложные хроники, по мере развития городов появляются городские хроники; в процессе государственной централизации возникают летописные своды (например, киевские летописные своды и др.). Исключительное значение для историографии имело изобретение и распространение книгопечатания. В 18 в. начало собиранию и публикации исторических источников было положено в России. Историография становилась одним из непосредственных инструментов создания
– "выдумывания", если угодно, – новых наций. Поэтому нет ничего
удивительного – а вернее, есть даже
определенная загадка истории – в том, что "отцами-основателями"
многих неисторических наций были именно историки. В этом же ряду – имя украинца
Грушевского. Чтобы оценить чрезвычайно важный вклад Михаила Сергеевича
Грушевского в создание украинской нации (национальной идентичности), необходимо
вспомнить, что на протяжении всего XIX в. и вплоть до начала XX в. Украина
рассматривалась частью России как с лингвистической и этнокультурной, так и с
исторической точки зрения. Такая историографическая традиция была заложена еще
московскими летописцами и впоследствии закреплена мэтрами русской исторической
науки Карамзиным, Соловьевым и Ключевским. Статья Грушевского
"Традиционная схема "русской" истории и проблема рациональной
организации истории восточного славянства", опубликованная в Этот процесс опирался на интенсивное историческое мифотворчество
украинской национальной интеллигенции на рубеже XIX-XX вв. Здесь можно выделить
два основных мифа; в соответствии с первым Украина являлась прямой и
единственной наследницей Киевской Руси; вторым был миф украинского казачества. В
своем обширном историко-публицистическом творчестве Грушевский активно
культивировал оба эти мифа. Возникшая под влиянием украинского национального
движения и краткого периода независимости в 1917-1920 гг. так называемая
"государственническая" историографическая школа добавила к двум
упоминавшимся историческим мифам третий – о древней традиции государственности
на украинских землях. Представители этой школы рассматривали Киевскую Русь,
Галицко-Волынское княжество (а некоторые – даже Великое княжество Литовское) и,
конечно же, "Казацкую державу" – Гетманат XVII-XVIII вв. как
воплощения украинской государственности. Несмотря на значительные усилия интеллектуалов, к
моменту распада Российской империи в Официальная советская версия украинской истории,
усиленно насаждавшаяся с начала 1930-х гг., была, по существу, модификацией
старой имперской исторической схемы с добавлением марксистской методологии и
фразеологии. Господствовавшая до конца 80-х гг. интерпретация истории Украины
могла быть сведена к следующему: "Украина и украинцы появились на свет
божий с одной единственной целью "воссоединения" с Россией и
русскими. В результате украинцы оказались лишены самостоятельной и отличной (от
русских) идентичности как в прошлом и настоящем, так и в будущем". Когда к началу Обретение Украиной независимости в конце За последние 5-6 лет были переизданы основные труды
таких мэтров украинской исторической науки XIX-XX вв., как Костомаров,
Антонович, Грушевский, Ефименко, Багалей, Дорошенко, Яворницкий, Крипьякевич.
Из многочисленных научных изданий авторов украинской диаспоры необходимо
отметить прежде всего выход двухтомника Натальи Полонской-Василенко,
исторических эссе Ивана Лысяка-Рудницкого и "Истории Украины" Ореста
Субтельного, напечатанной массовым тиражом как на украинском, так и на русском
языке, и тут же ставшей стандартным университетским учебником. Стремление
синтезировать дореволюционную и эмигрантскую историографию, а также введение в
научный оборот ранее недоступных архивных материалов привели к новому
качественному скачку: попытке создания современной целостной концепции
исторического развития Украины, предпринятой параллельно киевскими и львовскими
учеными. Как и на рубеже XIX-XX вв., новая украинская
историография тесно переплетается с мифотворчеством. Можно сказать, что само
возникновение нового суверенного украинского государства в результате
референдума о независимости в С обретением независимости и появлением новых
политических вызовов потребность в историческом мифотворчестве не уменьшилась,
а, наоборот, увеличилась. Наиболее эффектные исторические мифы помогают
этнической группе осознать собственную идентичность как исторического и политического
субъекта, формируют связь данной группы с ее собственным прошлым (оказывая
мощное эмоциональное воздействие путем соединения судеб нынешнего поколения с
судьбами предков и потомков) и, апеллируя к осознанию индивидуумами их
собственной идентичности, времени и пространства, помогают пониманию
настоящего". Несмотря на падение идеологической диктатуры марксизма-ленинизма и
переименование кафедр истории КПСС в кафедры истории Украины, преподавательский
состав и его научный инструментарий (в том числе печально известный
догматический подход) практически не изменились. Это, несомненно, создает
опасность некритического усвоения и распространения новых исторических мифов, в
частности, представления о всей украинской истории до Одной из главных задач, стоящих сегодня перед
украинским историками, является интеграция советского периода в единую схему
украинского исторического процесса. Успешное решение этой задачи поможет в
итоге и формированию некой объединяющей всех граждан Украины национальной
идентичности. Сейчас такие исторические проблемы, как Украинская революция
1917-1920 гг., вторая мировая воина, деятельность ОУН-УПА скорее разделяют, чем
объединяют, людей. Несмотря на политическую и идеологическую победу
национал-патриотов, большинство украинского населения, проголосовавшего за
независимость в Литература 1. Торбаков И. Историческая наука как
инструмент формирования новых государств // Український часопис. – 2005. - №2.
– С.12-17.
Гуляев Р.Д. Очерки по истории Украины. – Харьков: Фактор, 2003. – 364 с.
Категория: История | Добавил: dostup | Просмотров: 3476 | Загрузок: 247 | Рейтинг: 3.5/2 |
| |
Всего комментариев: 0 | |