Главная » Предметы » История |
18.01.2009, 10:03 | |||||
История Украины – составная и неотъемлемая часть всемирной истории. Историческому процессу на ее территории присущи общие закономерности развития человечества. Во все времена украинский народ был тесно связан с другими державами, а значит, имеет много точек соприкосновения с историей других государств. В настоящее время все больше возрастает в обществе потребность в правдивом и непредвзятом изложении истории нашей Родины в освещении основных этапов ее становления и развития как одного из крупнейших государств средневекового и современного мира. Особенности Украины не только в ее экономическом потенциале, удачном территориальном расположении, богатстве природных ресурсов, оно в ее многовековой истории, в уникальной христианской цивилизации, сложившейся на бескрайних просторах Европы, феномен которой во многом оставался и остается загадкой для поколений исследователей. Украинцы относятся к группе восточных славян. Изучение происхождения и древнейшей истории славян представляет собой одну из наиболее сложных проблем в исторической науке. На ее решение направлены усилия разных специалистов-историков, археологов, лингвистов, антропологов, этнографов, чьи совместные изыскания должны в конце концов привести к определенным положительным результатам. Наибольшие споры возникают при определении территории формирования славян (их прародины), хронологических рамок сложения славянской общности, при решении вопросов славянского глоттогенеза, выяснением связей археологических культур со славянскими племенами и преемственности культур. Предметом изучения курса "История Украины" является история украинского народа, а также история его предков на основных землях их расселения, Курс изучается в различных аспектах: социально-экономическом, политическом, культурном, религиозно-церковном, целью курса является научный анализ процесса, становления и развития народов и государств. Курс истории Украины неразрывно связан с историческими дисциплинами: историей России, Польши, Литвы, Чехии, Венгрии, Румынии, Турции, Швеции, а также с такими предметами, как политология, социология, археология, этнология и этнография, историография, источниковедение и другими, называемыми специальными или вспомогательными. Задача истории Украины состоит: · в изучении фактов, явлений, событий; · определении причинно-следственных связей, установившихся между ними; · выявлении основных этапов исторического развития Украины; · исследовании достижений в производстве, совершенствовании условий жизни, развитии культуры; · аргументированной оценке деятельности выдающихся личностей. Важным направлением является исследование универсальных закономерностей и тенденций возникновения человека, общества и государства, выявления особенностей истории украинского народа, ее периодизации, научная оценка исторических фактов и уроков истории. Для рассмотрения истории Украины в контексте европейской и мировой истории используется периодизация, включающая древнюю историю, средние века, новую и новейшую историю. Предполагается также и другая периодизация, более подробная, учитывающая особенности истории Украины и становление украинской государственности, базирующаяся на национальном принципе: исторические периоды соответствуют характерным этапам бытия и политико-социальным формам развития, созданным украинским народом. · I период - древняя история - до IX в., · II период - княжеский - до XIV в., · III период - литовско-польский - до середины XVII в., · IV период - казацко-гетманский - до 17б4 г., · V
период - имперский - до · VI
период - революционный - до · VII
период - советский - до · VIII
период - период независимости - с Современная
Украина – суверенное и независимое, демократическое, социальное, правовое
государство" (Конституция Украины, статья I) Украина является унитарным
государством, республикой, ставшей независимой 24 августа Государственная власть в Украине осуществляется по принципу ее разделения на законодательную (Верховная Рада), исполнительную (Кабинет Министров) и судебную (Верховный Суд), а также признается и гарантируется местное само-управление. Конституция (Основной Закон) Украины принята на 5-й сессии Верховной Рады Украины 28 июня 1996 года. Государственными символами Украины являются: Государственный Флаг Украины (стяг из двух равновеликих горизонтальных полос синего и жёлтого цветов), Государственный Герб Украины (Тризуб) и Государственный Гимн Украины (Национальный гимн на музыку М. Вербицкого, слова П.Чубинского). Украина является полноправным членом Организации Объединенных Наций и имеет дипломатические отношения с более, чем 150 государствами мира, постоянно налаживая и расширяя с ними разнообразные экономические и культурные связи. Предметом изучения истории Украины являются основные традиции создания государства на Украине от древнейших времен до настоящего. В курсе изучается политическая, социально-экономическая и религиозная культура, деятельность людей на Украине с древности до настоящего времени. Под методами исторического исследования понимаются все общие методы изучения исторической реальности, т. е. методы, относящиеся к исторической науке в целом, применяемые во всех областях исторических исследований. Методы изучения истории Украины – общенаучные и специфические. Общенаучные методы познания требует изучения любого явления, события, процесса от простейших форм до наиболее сложных. Специфические методы познания: 1. Метод историзма — он предусматривает изучение исторических событий в 3-х измерениях: · как историческое явление возникло; · какие этапы развития прошло; · когда прекратило свое существование или дало толчок для возникновения нового исторического явления. 2. Метод хронологии – рассматривает историю общества во времени до нашей эры. 3. Метод объективности – требует от исследователя изучения всей сути фактов как положительных, так и отрицательных. К числу основных общеисторических методов научного исследования относятся: историко-генетический, историко-сравнительный, историко-типологический, историко-системный. При использовании того или иного общеисторического метода применяются и другие общенаучные методы (анализ и синтез, индукция и дедукция, описание и измерение, объяснение и т. д.), которые выступают в качестве конкретных познавательных средств, необходимых для реализации подходов и принципов, лежащих в основе ведущего метода. Историко-сравнительный метод предполагает вскрытие сущности изучаемых явлений и по сходству, и по различию присущих им свойств, а так же проводить сравнение в пространстве и во времени. В целом этот метод обладает широкими познавательными возможностями. Во-первых, он позволяет раскрыть сущность исследуемых явлений в тех случаях, когда она неочевидна, на основе имеющихся фактов: выявлять общее и повторяющееся, необходимое и закономерное, с одной стороны, и качественно отличное с другой. Во-вторых, дает возможность выходить за пределы изучаемых явлений и на основе аналогий приходит к широким историческим обобщениям и параллелям. В-третьих, он допускает применение всех других общеисторических методов и менее описательной, чем историко-генетический. История Украины рассматривает общественные процессы и движения, развитие различных политических сил и партий, стремления украинского народа к независимости, процесс объединения всех украинских земель в единое государство, развитие государственных структур и политической системы. Это первая составная часть предмета. Вторая – изучение мировых общественных процессов, их взаимосвязи в истории Украины, а также место Украины в истории мирового сообщества. Существуют 5 основных типов исторических источников: 1) вещевые (поселения, архитектурные сооружения), которые дает нам археология; 2) этнографические; 3) лингвистические; 4) устные; 5) письменные (актовые материалы, повествовательные памятки).
Литература
1. Порожкин С.М. История Украины. – Киев: Наука, 2001. – 236 с. 2. Гуляев Р.Д. Очерки по истории Украины. – Харьков: Фактор, 2003. – 364 с. 3. Мичурин Е.Д. История Украины. – Киев: Знання, 2004. – 368 с.
Категория: История | Добавил: dostup | Просмотров: 3867 | Загрузок: 378 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 2.3/3 |
| |
Всего комментариев: 2 | |
| |