Наш опрос

Где вы учитесь?
Всего ответов: 4696

Полезная реклама

Форма входа

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог готовых работ

Главная » Предметы » История

История, культура и быт украинского казачества
18.01.2009, 09:18

После татарского нашествия и разорения Киевской Руси в XIII в., богатейшие ее области к югу и к юго-востоку от Киева, по обеим сторонам Днепра, почти совершенно опустели. Постоянные набеги на эти области, обосновавшиеся в Крыму, части растаявшей татарской Орды, делали нормальную мирную жизнь на этих землях почти невозможной. Земли эти в течение XIV века перешли под власть Великого Княжества Литовского. Но практически, оно не могло освоить и использовать эти богатые, но пустынные земли. Потому что не могло обеспечить от татарских набегов и охранять свои юго-восточные границы.

Возможность жить на этих землях охотой, рыбной ловлей и случайными грабежами, как русских (украинских) так и татарских скотоводов, редких купцов и, вообще, мирных жителей, привлекала не мало людей, как с литовской и русской), так и с татарской стороны. Небольшими группами-отрядами бродили они по этим землям, нередко имея в одном отряде и татар и славян, и делая еще более трудной и опасной и без того нелегкую жизнь редкого и малочисленного населения. Назывались они казаками.

Сo второй половины XV века общее положение на этих землях начинается быстро и резко меняться. Польско-католическое национальное, религиозное и социальное давление на православное население вызывает бегство на южные и юго-восточные окраины всех, не мирившихся с этим давлением. Были эти люди активные, волевые, способные к борьбе. Уйдя от власти часто целыми семьями, они оседают целыми селениями на тогда еще "вольных землях" и начинают заниматься привычным для них земледелием, охотой, рыболовством, бортничеством (добыванием меда и воска). Но их мирному труду мешают нападения и набеги, как татар, так и бродячих шаек отрядов, так называемых "казаков". Для отражения этих набегов и нападений население вооружается и начинает с ними успешную борьбу.

Организованные по-военному, с выборными командирами, они быстро ликвидируют слабо организованные шайки "казаков" и отбрасывают татар на юг, обеспечивая этим относительно мирную жизнь в своих поселениях. Сами себя начинают называть – казаками.

К концу XV века, это, самотеком возникшее, казачество уже представляет из себя реальную силу и является центром пока что не организационным, а только идейным, национально-религиозно-социальных устремлений населения Украины. Формально, как и все население Украины, казаки были подданными Великого Князя Литовского, но фактически никаких обязанностей в начале своего существования по отношению к государству, чьими они были подданными, казачество не несло, ограничиваясь защитой своих поселений от набегов и грабежей татар. Но, фактически, косвенно, оно было для Литвы весьма полезно, ибо, охраняя себя, охраняло также и границы государства. Поэтому правительство Польско-Литовского государства созданию и усилению казачества не только не препятствовало, но даже и содействовало.

И постепенно казачество росло. Не только количественно, но и качественно. Соседство с татарами и беспрестанная борьба с ними не только нередко давала казакам богатую военную добычу, но и держала их в постоянном военном напряжении, что делало из них опытных воинов, хорошо знакомых с военным делом вообще, и с особенностями войны с татарами в частности. Польско-Литовскому государству это было на пользу. А так как войны с татарами были войны с "нехристями", и с "бусурманами", то борьба с татарами приобретала религиозную окраску, была "богоугодным" делом.

Казаки устраивали свою жизнь по своему вкусу и усмотрению. Полная личная свобода, неограниченное и не отягощенное никакими налогами владение землей и ее плодами, свободно выбранное самоуправление, суд, полная равноправность всех казаков, — вот те принципы, на которых казаки устроили свою жизнь в ранний период своего существования. Пока феодалы (шляхта, магнаты) не обратили внимания на эти богатые земли и не начали постепенно накладывать на них руку.

Вскоре, уже в начале XVI столетия, началось классовое разделение в рядах самого казачества, а также и попытки феодалов, начавших продвижение на юго-восток превратить казаков в своих крепостных крестьян. Создались классы зажиточных казаков, казаков-середняков и казачьей голытьбы. Выборные военные и административные должности все больше и больше захватывали более состоятельные казаки, чьи классовые интересы вовсе не были интересами и всего казачества. К тому же эта казачья верхушка все время пополнялась выходцами из православной шляхты с запада, бежавшей от национально-религиозного давления польско-католической агрессии. Казачьи же низы также быстро пополнялись бегущими от тяжелого гнета крепостничества крестьянами западных областей Украины.

Казачество уже с начала XVI века представляло собой организованную военную силу, к тому же полезную и нужную государству для защиты границ. Поэтому, полностью наложить на него свою руку и превратить их в крепостных для магнатов и шляхты не было возможным, а для государства нецелесообразным.

В результате сложившихся социальных и национально-религиозных взаимоотношений на Украине появляется стремление сначала от них освободиться, а потом против них и бороться. Стремление  освободиться  привело к бегству за пределы достижения ненавистного строя и создания Запорожского Казачества, а желание этот строй изменить на всей Украине – к освободительной борьбе, начавшейся в конце XVI века.

Бежавшие начали группироваться на нижнем течении Днепра, за порогами, и вскоре оформились в своеобразную военную организацию – "Запорожская Сечь". В отличие от казаков, живших в пределах Литовско-Польского государства, их называли "запорожскими казаками" или "запорожцами", а все войско – "малороссийским запорожским".

Сечь по существу была рядом укреплений ("засек") с центром на одном из островов Днепра. В 80-х годах XVI века центр этот был на острове Томаковке; в 90-х годах он был перенесен на остров Базавлук.

Вся Сечь представляла собой некоего рода вооруженный лагерь ("кош"), с выборным "кошевым атаманом". Кош делился на "курени", с выборными "куренными атаманами"; еще ниже шли "сотни" с выборными сотниками. Иногда же, в некоторые периоды, подразделений ниже "куреня" не было и куренный атаман единолично руководил всем куренем непосредственно.

Дисциплина во время походов была строжайшая и подчинение своему выборному начальству беспрекословное. Женщины в Сечь не допускались совершенно. Источниками существования запорожцев были: война, охота и рыбная ловля, скотоводство и, только отчасти, земледелие.

Запорожцы нападали на татарские кочевья, грабили их и уводили скот, лошадей и пленных. Нередко на своих cудах-"чайках" они спускались по Днепру в море и разоряли не только татарские города в Крыму, но и города турецкие на берегах Черного Моря, доходя иногда до самого Константинополя.

В мирные периоды они занимались мирными промыслами в окрестностях Сечи (близких и более отдаленных). Начали возникать сначала временные поселения запорожских казаков, а потом и постоянные, в которых уже появились женщины, и казаки жили там семейной жизнью, не теряя, однако, связи с Сечью.

Ничьей власти над собою Сечь не признавала, хотя Польско-Литовское государство и считало их своей территорией, и запорожцы считали себя борцами и защитниками "веры православной" против всех, кто на нее покушался. Поэтому их врагами были и "бусурмане" татары и турки, и поляки-католики, стремившиеся ополячить и окатоличить их народ, население Украины.

Сам состав Сечи не был постоянным, а, в значительной своей части, текучий. Не только казаки, но и православная шляхта шли на более или менее продолжительные сроки в Сечь, учились там военному делу, принимали участие в набегах и походах, а потом возвращались к мирной семейной жизни.

Литературные образы Гоголя в его повести "Тарас Бульба" дает правдивую картину того, что представляла собою Сечь.

Культура и быт казаков мало чем отличалась от культуры остальных украинцев. Большое значение придавалось разведению коней разных пород. На Запорожье была выведена  знаменитая степная украинская порода. Коня запорожцы называли верным другом, верным товарищем, милым братом казака. Казаки использовали разнообразные виды седел, например, черкасское.

Для передвижения казаки использовали и лодки-"чайки", на которых выходили в Черное море, осуществляли свои походы. Чайка представляла собой судно, днище которого было выдолблено из толстой колоды, а борта – из досок. Во время плавания к бортам привязывали балансиры, что придавало "чайке" сбалансированность. Такое судно вмещало до 50-60 человек с провиантом.

Принадлежностью костюма зажиточного казацкого старшины была рубашка из тонкого холста, вышитая шелком, серебром или золотом. Подобная по крою к народной, она отличалась качеством ткани, обрамлением. Рубашка заправлялась в широкие суконные, шелковые или плисовые шаровары яркого цвета. Сверх нее надевался дорогой жупан, который подпоясывался золототканым персидским или слуцким поясом, а во время торжественных событий – шуба  (ферезея), украшенная драгоценной завесой. Казацкие старшины носили разноцветные сафьяновые сапоги. Шапки были преимущественно плисовые, опушенные дорогим мехом и украшенные ценным камнем, пером страуса. Шубы казацкая верхушка подбивала рысьим, собольим или лисьим мехом, разукрашивала горностаем, золотым шнуром, галунами, драгоценностями.

Будничная казацкая одежда состояла из жупана, черкешенки, цветных шаровар, шалевого пояса, шапки-кабардинки, шерстяной бурки (вильчура).

Запорожцы занимались всем. Между ними были люди всякого положения: сапожники портные, кузнецы, гончары, были столяры и такие мастера, которые делали грабчики, телеги.

Трубку курить – это самое первое дело было у запорожцев, трубка у них – первейшая подруга. Кроме того, что каждый казак имел себе трубку, а то еще и в каждом курене была одна трубка на все общество – большая, украшенная бляхами, ожерельем, выбитая гвоздями.

Кроме календарных праздников (Рождество, Новый Год, Пасха и т.п.), которые бытовали на всей Украине, у запорожцев отмечались праздники, инициированные определенными событиями. В особенности большие торжества и гуляния происходили при возвращении запорожцев из удачных воинских походов. Во время этих празднований, которые сопровождались прогулками сечевыми улицами, рассказами про воинские достижения, стрельбой из огнестрельного оружия, казаки неустанно танцевали, демонстрируя разные танцевальные приемы. Играли казаки на различных инструментах: на ваганах, на басах, на цимбалах, на свирелях, на свистунах, на кобзах. Вообще, танцевальная составная часть казацкой игровой культуры была существенной и присутствовала в повседневном быте. Собираясь небольшими группами во время досуга, под аккомпанемент различных музыкальных инструментов, среди которых выделялась кобза, казаки много танцевали, перенимая один у другого танцевальные традиции, и создавали казацкие танцы, которые существенно повлияли на танцевальное искусство Украины

Запорожцы одевались хорошо, ходили браво, нарядно. Они брили головы, оставляя один только длинный вихор – оселедець, который заматывали за ухо два раза.  Бороды тоже брили, были только одни длинные усы.

На Сечи было немало поэтов, кобзарей, художников, певцов, танцоров, народных лицедеев, но в архивах почти не сохранились материалы, связанные с культурой вообще, которая на Запорожской Сечи имела много своеобразного, оригинального и достигла высокого уровня в своем развитии.

И богатый владелец хутора Тарас Бульба, и, пропивший все, последний запорожец, были равноправны в решении внутренних дел Сечи, но нельзя из этого делать выводы, что они были единодушны и в их взглядах на то, как надо решать вопросы социальных взаимоотношений. Но в вопросах настроений и устремлений национально-религиозных, Сечь, действительно, была единодушна, ненавидела поляков, татар и католиков и глубоко презирала своих ренегатов – униатов.

Ведя свою собственную политику, запорожцы принимали участие в войнах с татарами на стороне поляков; но, не спрашивая ничьего разрешения, сотрудничали и с врагом Польши – Москвой, когда последняя воевала с татарами. В украинском народе сохранилось немала легенд о геройских подвигах и не менее геройской смерти Вишневецкого (Байда). Вися на крюке, в ответ на предложение помилования, если он примет магометанство, продолжал славить веру православную и ругать Магомета.

Однако, только часть казачьей верхушки и православной шляхты видела будущее Украины в единстве с Речью Посполитой. Но эта часть населения составляла ничтожное меньшинство и, в наступивших с конца XVI века бурных событиях освободительной борьбы, была вынуждена частично безоговорочно пойти с поляками, а, в большинстве, пойти с народом в его стремлении освободиться от польской агрессии.

 

Уважаемый посетитель, для того чтобы скачать весь реферат - кликните пожалуйста по рекламе ниже
Категория: История | Добавил: dostup
Просмотров: 8614 | Загрузок: 683 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 3.3/15 |
Всего комментариев: 2
2 Юлия  
1
очень нужен именно этот реферат

1 олеся  
1
хочу реферат