Наш опрос

Где вы учитесь?
Всего ответов: 4696

Полезная реклама

Форма входа

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог готовых работ

Главная » Предметы » История

Возникновение казачества и Запорожская Сечь
16.01.2009, 19:52

После татарского нашествия и разорения Киевской Руси в XIII в., богатейшие ее области к югу и к юго-востоку от Киева, по обеим сторонам Днепра, почти совершенно опустели. Постоянные набеги на эти области, обосновавшиеся в Крыму, части растаявшей татарской Орды, делали нормальную мирную жизнь на этих землях почти невозможной. Земли эти в течение XIV века перешли под власть Великого Княжества Литовского. Но практически, оно не могло освоить и использовать эти богатые, но пустынные земли. Потому что не могло обеспечить от татарских набегов и охранять свои юго-восточные границы.

Возможность жить на этих землях охотой, рыбной ловлей и случайными грабежами, как русских (украинских) так и татарских скотоводов, редких купцов и, вообще, мирных жителей, привлекала не мало людей, как с литовской и русской), так и с татарской стороны. Небольшими группами-отрядами бродили они по этим землям, нередко имея в одном отряде и татар и славян, и делая еще более трудной и опасной и без того нелегкую жизнь редкого и малочисленного населения. Назывались они казаками.

Сo второй половины XV века общее положение на этих землях начинается быстро и резко меняться. Польско-католическое национальное, религиозное и социальное давление на православное население вызывает бегство на южные и юго-восточные окраины всех, не мирившихся с этим давлением. Были эти люди активные, волевые, способные к борьбе. Уйдя от власти часто целыми семьями, они оседают целыми селениями на тогда еще "вольных землях" и начинают заниматься привычным для них земледелием, охотой, рыболовством, бортничеством (добыванием меда и воска). Но их мирному труду мешают нападения и набеги, как татар, так и бродячих шаек отрядов, так называемых "казаков". Для отражения этих набегов и нападений население вооружается и начинает с ними успешную борьбу.

Организованные по-военному, с выборными командирами, они быстро ликвидируют слабо организованные шайки "казаков" и отбрасывают татар на юг, обеспечивая этим относительно мирную жизнь в своих поселениях. Сами себя начинают называть – казаками. Термин "казак" – тюркского происхождения; означал "степной разбойник", "вольный человек". К концу XV века, это, самотеком возникшее, казачество уже представляет из себя реальную силу и является центром пока что не организационным, а только идейным, национально-религиозно-социальных устремлений населения Украины. Формально, как и все население Украины, казаки были подданными Великого Князя Литовского, но фактически никаких обязанностей в начале своего существования по отношению к государству, чьими они были подданными, казачество не несло, ограничиваясь защитой своих поселений от набегов и грабежей татар. Но, фактически, косвенно, оно было для Литвы весьма полезно, ибо, охраняя себя, охраняло также и границы государства. Поэтому правительство Польско-Литовского государства созданию и усилению казачества не только не препятствовало, но даже и содействовало.

И постепенно казачество росло. Не только количественно, но и качественно. Соседство с татарами и беспрестанная борьба с ними не только нередко давала казакам богатую военную добычу, но и держала их в постоянном военном напряжении, что делало из них опытных воинов, хорошо знакомых с военным делом вообще, и с особенностями войны с татарами в частности. Польско-Литовскому государству это было на пользу. А так как войны с татарами были войны с "нехристями", и с "бусурманами", то борьба с татарами приобретала религиозную окраску, была "богоугодным" делом. 

Никем и ничем в начале казаки не стеснялись. Пока феодалы (шляхта, магнаты) не обратили внимания на эти богатые земли и не начали постепенно накладывать на них руку. И казаки устраивали свою жизнь по своему вкусу и усмотрению. Полная личная свобода, неограниченное и не отягощенное никакими налогами владение землей и ее плодами, свободно выбранное самоуправление, суд, полная равноправность всех казаков, – вот те принципы, на которых казаки устроили свою жизнь в ранний период своего существования.

Но этот период бесклассовой демократии, о которой так много пишут украинские шовинисты-сепаратисты, утверждая, что такой строй был, вообще, характерен для Украины, продолжался очень короткое время. И вовсе не на всей ее территории, а только в пограничных областях, граничащих с татарами и фактически, бывших вне достижения органов правительства Польско-Литовской Унии.

Вскоре, уже в начале XVI столетия, началось классовое разделение в рядах самого казачества, а также и попытки феодалов, начавших продвижение на юго-восток превратить казаков в своих крепостных крестьян.

Создались классы зажиточных казаков, казаков-середняков и казачьей голытьбы. Выборные военные и административные должности все больше и больше захватывали более состоятельные казаки, чьи классовые интересы вовсе не были интересами и всего казачества. К тому же эта казачья верхушка все время пополнялась выходцами из православной шляхты с запада, бежавшей от национально-религиозного давления польско-католической агрессии. Казачьи же низы также быстро пополнялись бегущими от тяжелого гнета крепостничества крестьянами западных областей Украины-Руси.

И к половине XVI века население и социальный строй южных и юго-западных окраин Великого Княжества Литовскогo уже окончательно теряет характер бесклассово-демократической, каковыми они были в конце XV века, и, получит свое разделение на классы, с разными, свойственными каждому классу интересами.

Казачество уже с начала XVI века представляло собой организованную военную силу, к тому же полезную и нужную государству для защиты границ. Поэтому, полностью наложить на него свою руку и превратить их в крепостных для магнатов и шляхты не было возможным, а для государства нецелесообразным. Да и казачество вовсе не было однородной массой. Наряду с казачьей беднотой, были и казаки, происходящие из православной шляхты, которые владели сравнительно крупными имениями, селами, хуторами, хозяйство в которых мало чем отличалось от хозяйств остальных помещиков. Кроме того, беднейшие и средние казаки имели разные обязательства по отношению тех казаков, которые занимали разные должности – "ранги".

Таким образом, в результате сложившихся социальных и национально-религиозных взаимоотношений на Украине появляется стремление сначала от них освободиться, а потом против них и бороться. Стремление  освободиться  привело к бегству за пределы достижения ненавистного строя и создания Запорожского Казачества; а желание этот строй изменить на всей Украине – к освободительной борьбе, начавшейся в конце XVI века.

Бежавшие с Украины начали группироваться на нижнем течении Днепра, за порогами, и вскоре оформились в своеобразную военную организацию – "Запорожская Сечь". В отличие от казаков, живших в пределах Литовско-Польского государства, их называли, "запорожскими казаками" или "запорожцами", а все войско – "малороссийским запорожским".

Сечь по существу была рядом укреплений ("засек") с центром на одном из островов Днепра. В 80-х годах XVI века центр этот был на острове Томаковке; в 90-х годах он: был перенесен на остров Базавлук.

Вся Сечь представляла собой некоего рода вооруженный лагерь ("кош"), с выборным "кошевым атаманом". Кош делился на "курени", с выборными "куренными атаманами"; еще ниже шли "сотни" с выборными сотниками. Иногда же, в некоторые периоды, подразделений ниже "куреня" не было, и куренный атаман единолично руководил всем куренем непосредственно.

Дисциплина во время походов была строжайшая и подчинение своему выборному начальству беспрекословное. Женщины в Сечь не допускались совершенно. Источниками существования запорожцев были война, охота и рыбная ловля, скотоводство и, только отчасти, земледелие.

Запорожцы нападали на татарские кочевья, грабили их и уводили скот, лошадей и пленных. Нередко на своих cудах-"чайках" они спускались по Днепру в море и разоряли не только татарские города в Крыму, но и города турецкие на берегах Черного моря, доходя иногда до самого Константинополя.

В мирные периоды они занимались мирными промыслами в окрестностях Сечи (близких и более отдаленных). Начали возникать сначала временные поселения запорожских казаков, а потом и постоянные, в которых уже появились женщины, и казаки жили там семейной жизнью, не теряя однако связи с Сечью.

"Постепенно становилось прибежищем и центром для каждого, кому была невыносима жизнь на родине, для всех обиженных, которые переселялись туда с жаждой мести за себя и своих братьев на родине" пишет летописец того времени.

Ничьей власти над собою Сечь не признавала, хотя Польско-Литовское государство и считало их своей территорией, и запорожцы считали себя борцами и защитниками "веры православной" против всех, кто на нее покушался. Поэтому их врагами были и "бусурмане" – татары и турки, и поляки-католики, стремившиеся ополячить и окатоличить их народ, население Украины.

Сам состав Сечи не был постоянным, а, в значительной своей части, текучий. Не только казаки, но и православная шляхта шли на более или менее продолжительные сроки в Сечь, учились там военному делу, принимали участие в набегах и походах, а потом возвращались к мирной семейной жизни.

Ведя свою собственную политику, запорожцы принимали участие в войнах с татарами на стороне поляков; но, не спрашивая ничьего разрешения, сотрудничали и с врагом Польши – Москвой, когда последняя воевала с татарами.

Таким образом, казачество освоило пустынные степные земли; охраняло южные рубежи государства; принимало участие в антифеодальных выступлениях; стало началом новой украинской (казацкой) государственности; внесло главный вклад в освобождение Украины от власти Речи Посполитой в ходе войны 1648-1654 гг.

 

Литература

1.           Голобуцький В. Запорозьке козацтво. – К., 2004.

2.           Рибалка I. Історія України. Ч. І. Від найдавніших часів до початку XVIII ст. – Харків, 2001.

3.           Субтельний О. Україна: історія. – К., 1998.

4.           Яворницький Д. Історія запорізьких козаків. У 3-х томах. – Львів, 1999.

Уважаемый посетитель, для того чтобы скачать весь реферат - кликните пожалуйста по рекламе ниже
Категория: История | Добавил: dostup
Просмотров: 5189 | Загрузок: 388 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 3.8/5 |
Всего комментариев: 2
2 Валерий  
0
Урра!!!

1 Богдан  
0
клас