Наш опрос

Где вы учитесь?
Всего ответов: 4696

Полезная реклама

Форма входа

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Каталог готовых работ

Главная » Предметы » Этика

Корпоративная этика
25.04.2009, 20:29

Выполнение сотрудниками организации норм и правил этики деловых отношений становится ее "визитной карточкой" и определяет во многих случаях тот факт, захочет ли внешний партнер или клиент иметь дело с данной организацией в дальнейшем, и насколько успешно будут строиться их взаимоотношения.

Использование норм и правил этики корпоративных отношений воспринимается окружающими благожелательно в любом случае, даже если человек не обладает достаточно отработанными навыками применения правил этики. Эффект восприятия усиливается многократно, если этичное поведение становится естественным и ненарочитым. Это происходит тогда, когда правила этики являются внутренней психологической потребностью человека.

Этика включает в себя систему нравственных требований и норм поведения, т.е. этика деловых отношений основывается на общих правилах поведения, выработанных людьми в процессе совместной жизнедеятельности. Естественно, что многие нормы взаимоотношений в деловой обстановке справедливы для повседневной жизни, и, наоборот, практически все правила межличностных взаимоотношений находят свое отражение в служебной этике.

Отношение окружающих к конкретному человеку в процессе профессиональной деятельности является продолжением отношений, складывающихся в общественной жизни в целом. Желательные проявления отношения других к себе в повседневной жизни мы естественным образом переносим и в сферу деловых отношений. Соответственно, окружающие люди ждут от нас знания правил поведения и умения воплощать их на практике.

Взаимосвязь этики в широком смысле и деловой этики можно проследить исходя из логической последовательности отдельных проблем восприятия людьми друг друга. Благоприятная основа для знакомства, для дальнейших взаимоотношений во многом закладывается в первые моменты встречи. Существенную роль при этом играет внешний облик человека, его соответствие ситуации. Немаловажная роль в данном случае отводится такой детали, как этика приветствия, рукопожатия и представления человека человеку.

Практически все направления корпоративной этики имеют правила, соответствующие нормам поведения в широком смысле. Кроме того, все без исключения направления деловой этики базируются на основополагающих нормах этики. К ним можно отнести уважение чувства собственного достоинства и личного статуса другого человека, понимание интересов и мотивов поведения окружающих, социальную ответственность за их психологическую защищенность и т.п.

Принципы этики корпоративных отношений – обобщенное выражение нравственных требований, выработанных в моральном сознании общества, которые указывают на нормы поведения участников деловых отношений.

В основу современной корпоративной этики, по мнению большинства ученых, должны быть положены три важнейшие положения:

1.       создание материальных ценностей во всем многообразии форм рассматривается как изначально важный процесс;

2.       прибыль и другие доходы производства рассматриваются как результат достижения различных общественно значимых целей;

3.       приоритет в разрешении проблем, возникающих в деловом мире, должен отдаваться интересам межличностных отношений, а не производству продукции.

В работе американского психолога Л. Хосмера сформулированы современные этические принципы делового поведения, опирающиеся на аксиомы мировой философской мысли, прошедшие многовековую проверку теорией и практикой. Таких принципов и соответственно аксиом десять:

1.       Никогда не делай того, что не в твоих долгосрочных интересах или интересах твоей компании.

2.       Никогда не делай того, о чем нельзя было бы сказать, что это действительно честное, открытое и истинное, о котором можно было бы с гордостью объявить на всю страну в прессе и по телевидению.

3.       Никогда не делай того, что не способствует формированию чувства локтя, так как все мы работаем на одну общую цель.

4.       Никогда не делай того, что нарушает закон, ибо в законе представлены основные моральные нормы общества.

5.       Никогда не делай того, что не ведет к благу, а не вреду для общества, в котором ты живешь.

6.       Никогда не делай того, чего ты не желал бы рекомендовать делать другим, оказавшимся в похожей ситуации.

7.       Никогда не делай того, что ущемляет установленные права других.

8.       Всегда поступай так, чтобы максимизировать прибыль в рамках закона, требований рынка и с полным учетом затрат.

9.       Никогда не делай того, что могло бы повредить слабейшим в обществе.

10.   Никогда не делай того, что препятствовало бы праву другого человека на саморазвитие и самореализацию.

Указанные принципы в той или иной степени присутствуют и признаются справедливыми в различных деловых культурах. Идеальной, хотя и весьма отдаленной целью мирового делового сообщества становится тип отношений, основанный на торжестве морально-этических принципов.

В качестве главных принципов международного бизнеса выделены следующие:

§      ответственность бизнеса: от блага акционеров к благу его ключевых партнеров;

§      экономическое и социальное влияние бизнеса на развитие прогрессивных процессов в мировом сообществе;

§      этика бизнеса: от буквы закона к духу доверия;

§      уважение правовых норм;

§      поддержка многосторонних торговых отношений;

§      забота об окружающей среде;

§      отказ от противозаконных действий.

Указанные принципы определяют характер взаимоотношений между макросубъектами социальной и экономической структуры общества, т.е. между организациями, государством, обществом в целом. Макроуровневый подход особенно значим для экономик переходного периода, когда происходит трансформация основных экономических институтов.

Несоблюдение этических принципов на макроуровне, как правило, приводит к бесполезной трате усилий на решение частных этических проблем на уровне трудового коллектива.

В основу взаимоотношений организации с покупателями должны быть положены ключевые принципы. Они предполагают:

§      обеспечивать своих клиентов товарами и услугами высшего качества в соответствии с их требованиями;

§      обходиться с ними честно во всех аспектах коммерческой деятельности компании, обеспечивая высокий уровень обслуживания, удовлетворяя потребности клиентов;

§      принимать необходимые усилия для гарантии того, что товары и услуги будут поддерживать или улучшать здоровье и безопасность клиентов, а также состояние окружающей среды;

§      гарантировать уважение человеческого достоинства, предлагая товары, занимаясь маркетингом и рекламой; уважать целостность культуры клиентов.

Отношения организации с владельцами должны строиться на определенных принципах. В основу этих принципов положена необходимость:

§      обеспечивать профессиональный и тщательный менеджмент для гарантирования справедливой и конкурентоспособной прибыли на капитал владельцев и инвесторов;

§      гарантировать владельцам и инвесторам открытый доступ к информации, ограниченный только рамками закона и условиями конкуренции;

§      сохранять, защищать и приумножать активы владельцев и инвесторов;

§      относиться со вниманием к их требованиям, предложениям, резолюциям.

Общепринятыми этическими принципами как для организаций, так и для отдельных руководителей считаются также следующие:

§      никогда не допускать по отношению к подчиненным, к руководству, к клиентам таких поступков, каких бы не желали видеть по отношению к себе;

§      авансирование доверием;

§      право на свободу служебного поведения, действий менеджера или рядового сотрудника организации не только в рамках законодательства, но и в пределах, не нарушающих свободу других менеджеров;

§      справедливость в приобретении полномочий, ответственности, права распоряжаться ресурсами различных видов, в определении сроков выполнения работы и т.п.

§      справедливость при передаче средств и ресурсов, а также прав, привилегий и льгот;

§      максимум прогресса;

§      разумное сочетание индивидуального и коллективного начал в работе менеджера, в принятии решений;

§      постоянство воздействия, поскольку обеспечение соблюдения этических норм в основном базируется на использовании социально психологических методов, требующих, как правило, длительного применения для получения нужного результата.

Общие корпоративные этические принципы могут быть использованы для выработки любой организацией и руководителями собственных этических систем.

 

 

Литература

1.     Агеев А.И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. – М.: Наука, 1991.

2.     Петрунин Ю.Ю., Борисов В.К. Этика бизнеса. – М.: Дело, 2000.

3.     Этические принципы ведения дел / Под общ. ред. С.А. Смирнова. – М.: Финансы и статистика, 1999.

Уважаемый посетитель, для того чтобы скачать весь реферат - кликните пожалуйста по рекламе ниже
Категория: Этика | Добавил: dostup
Просмотров: 2191 | Загрузок: 303 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0