Главная » Предметы » Этика |
25.04.2009, 20:29 | |||||
Выполнение сотрудниками организации норм и правил
этики деловых отношений становится ее "визитной карточкой" и
определяет во многих случаях тот факт, захочет ли внешний партнер или клиент
иметь дело с данной организацией в дальнейшем, и насколько успешно будут
строиться их взаимоотношения. Использование норм и правил этики корпоративных
отношений воспринимается окружающими благожелательно в любом случае, даже если
человек не обладает достаточно отработанными навыками применения правил этики.
Эффект восприятия усиливается многократно, если этичное поведение становится
естественным и ненарочитым. Это происходит тогда, когда правила этики являются
внутренней психологической потребностью человека. Этика включает в себя систему нравственных требований
и норм поведения, т.е. этика деловых отношений основывается на общих правилах
поведения, выработанных людьми в процессе совместной жизнедеятельности.
Естественно, что многие нормы взаимоотношений в деловой обстановке справедливы
для повседневной жизни, и, наоборот, практически все правила межличностных
взаимоотношений находят свое отражение в служебной этике. Отношение окружающих к конкретному человеку в процессе
профессиональной деятельности является продолжением отношений, складывающихся в
общественной жизни в целом. Желательные проявления отношения других к себе в
повседневной жизни мы естественным образом переносим и в сферу деловых
отношений. Соответственно, окружающие люди ждут от нас знания правил поведения
и умения воплощать их на практике. Взаимосвязь этики в широком смысле и деловой этики
можно проследить исходя из логической последовательности отдельных проблем
восприятия людьми друг друга. Благоприятная основа для знакомства, для
дальнейших взаимоотношений во многом закладывается в первые
моменты встречи. Существенную роль при этом играет внешний облик
человека, его соответствие ситуации. Немаловажная роль в данном случае
отводится такой детали, как этика приветствия, рукопожатия и представления
человека человеку. Практически все направления корпоративной этики имеют
правила, соответствующие нормам поведения в широком смысле. Кроме того, все без
исключения направления деловой этики базируются на основополагающих нормах
этики. К ним можно отнести уважение чувства собственного достоинства и личного
статуса другого человека, понимание интересов и мотивов поведения окружающих,
социальную ответственность за их психологическую защищенность и т.п. Принципы этики корпоративных отношений – обобщенное
выражение нравственных требований, выработанных в моральном сознании общества,
которые указывают на нормы поведения участников деловых отношений. В основу современной корпоративной этики, по мнению
большинства ученых, должны быть положены три важнейшие положения: 1. создание материальных ценностей во всем многообразии
форм рассматривается как изначально важный процесс; 2. прибыль и другие доходы производства рассматриваются
как результат достижения различных общественно значимых целей; 3. приоритет в разрешении проблем, возникающих в деловом
мире, должен отдаваться интересам межличностных отношений, а не производству
продукции. В работе американского психолога Л. Хосмера
сформулированы современные этические принципы делового поведения, опирающиеся
на аксиомы мировой философской мысли, прошедшие многовековую проверку теорией и
практикой. Таких принципов и соответственно аксиом десять: 1. Никогда не делай того, что не в твоих долгосрочных
интересах или интересах твоей компании. 2. Никогда не делай того, о чем нельзя было бы сказать,
что это действительно честное, открытое и истинное, о котором можно было бы с
гордостью объявить на всю страну в прессе и по телевидению. 3. Никогда не делай того, что не способствует
формированию чувства локтя, так как все мы работаем на одну общую цель. 4. Никогда не делай того, что нарушает закон, ибо в
законе представлены основные моральные нормы общества. 5. Никогда не делай того, что не ведет к благу, а не
вреду для общества, в котором ты живешь. 6. Никогда не делай того, чего ты не желал бы
рекомендовать делать другим, оказавшимся в похожей ситуации. 7. Никогда не делай того, что ущемляет установленные
права других. 8. Всегда поступай так, чтобы максимизировать прибыль в
рамках закона, требований рынка и с полным учетом затрат. 9. Никогда не делай того, что могло бы повредить
слабейшим в обществе. 10. Никогда не делай того, что препятствовало бы праву
другого человека на саморазвитие и самореализацию. Указанные принципы в той или иной степени присутствуют
и признаются справедливыми в различных деловых культурах. Идеальной, хотя и
весьма отдаленной целью мирового делового сообщества становится тип отношений,
основанный на торжестве морально-этических принципов. В качестве главных принципов международного бизнеса
выделены следующие: §
ответственность
бизнеса: от блага акционеров к благу его ключевых партнеров; §
экономическое и
социальное влияние бизнеса на развитие прогрессивных процессов в мировом
сообществе; §
этика бизнеса: от
буквы закона к духу доверия; §
уважение правовых
норм; §
поддержка
многосторонних торговых отношений; §
забота об
окружающей среде; §
отказ от
противозаконных действий. Указанные принципы определяют характер взаимоотношений
между макросубъектами социальной и экономической структуры общества, т.е. между
организациями, государством, обществом в целом. Макроуровневый подход особенно
значим для экономик переходного периода, когда происходит трансформация
основных экономических институтов. Несоблюдение этических принципов на макроуровне, как
правило, приводит к бесполезной трате усилий на решение частных этических
проблем на уровне трудового коллектива. В основу взаимоотношений организации с покупателями
должны быть положены ключевые принципы. Они предполагают: §
обеспечивать
своих клиентов товарами и услугами высшего качества в соответствии с их
требованиями; §
обходиться с ними
честно во всех аспектах коммерческой деятельности компании, обеспечивая высокий
уровень обслуживания, удовлетворяя потребности клиентов; §
принимать
необходимые усилия для гарантии того, что товары и услуги будут поддерживать
или улучшать здоровье и безопасность клиентов, а также состояние окружающей
среды; §
гарантировать
уважение человеческого достоинства, предлагая товары, занимаясь маркетингом и
рекламой; уважать целостность культуры клиентов. Отношения организации с владельцами должны строиться
на определенных принципах. В основу этих принципов положена необходимость: §
обеспечивать
профессиональный и тщательный менеджмент для гарантирования справедливой и
конкурентоспособной прибыли на капитал владельцев и инвесторов; §
гарантировать
владельцам и инвесторам открытый доступ к информации, ограниченный только
рамками закона и условиями конкуренции; §
сохранять,
защищать и приумножать активы владельцев и инвесторов; §
относиться со
вниманием к их требованиям, предложениям, резолюциям. Общепринятыми этическими принципами как для
организаций, так и для отдельных руководителей считаются также следующие: §
никогда не
допускать по отношению к подчиненным, к руководству, к клиентам таких поступков,
каких бы не желали видеть по отношению к себе; §
авансирование
доверием; §
право на свободу
служебного поведения, действий менеджера или рядового сотрудника организации не
только в рамках законодательства, но и в пределах, не нарушающих свободу других
менеджеров; §
справедливость в
приобретении полномочий, ответственности, права распоряжаться ресурсами
различных видов, в определении сроков выполнения работы и т.п. §
справедливость
при передаче средств и ресурсов, а также прав, привилегий и льгот; §
максимум
прогресса; §
разумное
сочетание индивидуального и коллективного начал в работе менеджера, в принятии
решений; §
постоянство
воздействия, поскольку обеспечение соблюдения этических норм в основном
базируется на использовании социально психологических методов, требующих, как
правило, длительного применения для получения нужного результата. Общие корпоративные этические принципы могут быть
использованы для выработки любой организацией и руководителями собственных
этических систем. Литература 1. Агеев А.И. Предпринимательство: проблемы собственности и
культуры. – М.: Наука, 1991. 2. Петрунин Ю.Ю., Борисов В.К.
Этика бизнеса. – М.: Дело, 2000. 3. Этические принципы ведения дел / Под общ. ред. С.А.
Смирнова. – М.: Финансы и статистика, 1999.
Категория: Этика | Добавил: dostup | Просмотров: 2191 | Загрузок: 303 | Рейтинг: 0.0/0 |
| |
Всего комментариев: 0 | |